Виктор Мараховский: Как "Движение вверх" "рвет кассу" Китая, если прокат фильма всего $13 млн?
СМИ сообщают, что российская спортивная драма "Движение вверх" рвет прокат в Китае, возглавляет рейтинги и получает небывалую кассу, что должно вызвать гордость за отечественный кинодел. На сайте Министерства культуры сказано, что работа Антона Мегердичева получила в Китае рейтинг 9,4, заняв первое место в списке иностранных картин, и при этом она стала самой кассовой российской картиной в истории кинопроката страны.
Слова гендиректора кинокомпании "Централ Партнершип" Верещагина (при участии которой снималось кино) приводят на информационном ресурсе Министерства культуры:
"Китай — непростая территория для зарубежных картин, многие фильмы имеют шанс только на один уикенд. "Движение вверх" стало исключением из правил: отличная заполняемость залов, в частности благодаря высоким оценкам и положительным отзывам зрителей, позволила картине стать рекордсменом по сборам среди российских фильмов в китайском прокате. Это беспрецедентный случай, и мы рады, что именно "Движение вверх" взяло эту высоту, — подчеркнул он. — Картина также стала второй по сборам спортивной драмой в истории китайского проката, оставив позади многие фильмы, произведенные американскими киностудиями. Кино пришлось по вкусу местной публике — очень хорошие отзывы".
По его словам, это был широчайший прокат: показы прошли во всех городах и даже в глубинке. При этом фильм посмотрели 2,5 млн человек, и касса была равна $13 млн за 4 недели, когда американские блокбастеры не идут в прокате более трех недель.
"Он очень долго шел, они даже получали дополнительные разрешения на последние прокаты у властей Китая". Все спортивные команды вместе с тренерами должны сходить на фильм и обсудить его", — приводит Минкульт слова Верещагина.
При более близком ознакомлении с успехами нашего фильма в прокате картина вырисовывается неоднозначная – как может быть первое место в списке иностранных фильмов при общих сборах в 13 млн долларов? Тем более грустно, что за гораздо меньший срок американские блокбастеры, такие как "Человек паук" или "Король лев" набирают не по $13 млн, а по $60 и $100 млн в прокате. Стоит ли гордиться "немыслимыми успехами", рассуждает кинокритик, редактор портала "На линии" Виктор Мараховский:
– Известно, что "Движение вверх" имеет удивительное сходство с американским фильмом "Чудо на льду" про победу сборной США по хоккею, когда, выступая в ранге действующих чемпионов мира на Олимпийских играх, советская команда неожиданно проиграла сборной, составленной из игроков студенческих команд. Сходство было такое, что некоторые вырванные из оригинального фильма нюансы, необходимые в сюжете оригинального фильма, повисли в воздухе в "Движении вверх".
Тем не менее у фильма есть свои достоинства, и он свои деньги честно заработал, но $13 млн в Китае – это ни в коем случае не разрыв китайской кассы. Китайский рынок на данный момент является вторым в мире, он уступает только США, и уже не на порядок, а где-то на треть. Там лидеры проката зарабатывают за кино-уикенд в среднем по $60 млн долларов, поэтому $13 млн за все время проката, а не просто даже за старт – это очень мало. Фильм даже ни в один уикенд не становился лидером среди иностранных. Поэтому все сообщения, что фильм "Движение вверх" установил рекорд в кинопрокате Китая – неправда или намеренное искажение. Да, может быть, это лучший результат для показателей российских фильмов в Китае, но не всех иностранных.
У нас просто подменили "прокатом" рейтинг где-то там, но где именно – не сказали, и тем самым дезориентировали всех. Где был поставлен такой рейтинг? На китайском аналоге "Кинопоиска"?
За последний уикенд в КНР – за два дня, а не за четыре недели – один фильм набрал $66 млн долларов, "Король лев" набрал $113 млн, "Человек паук" набрал $190 млн, в конце концов. И вдруг наши получили самый высокий рейтинг со своими $13 млн – как это вообще возможно, и что это за рейтинг? Но нельзя выдавать за сумасшедший успех то, что он получил высокий рейтинг по сравнению с другими российскими фильмами. Что за бред на сайте Министерства культуры по поводу приказа всем командам смотреть "Движение вверх"? В Китае множество частных футбольных, баскетбольных команд, огромное количество частных спортивных клубов – какое министерство может выпустить приказ смотреть российский фильм? Нет такого министерства даже в Китае, которое могло бы заставить гигантское количество спортивных клубов построиться и, дыша друг другу в затылок, пойти смотреть "Движение вверх". Мифы и легенды Древней Греции какие-то.
Новость на самом деле должна выглядеть так – на каких-то китайских рейтинговых системах наш фильм оценили высоко. Тогда да, я не удивлен. Да и $13 млн долларов для отечественного кино на иностранном рынке, тем более что они начали с очень ограниченного проката и постепенно набирали эти 13 млн – это неплохо. Не феноменально, но хорошо.
Вполне возможно, что все это "перевирание" было сделано сознательно. Да, с десяток наших фильмов неплохо шли в КНР, как ни странно там хорошо встретили провалившийся у нас мелодраматический фильм "Он – дракон", но при этом не стоит думать, что наши фильмы больше подходят им по идеологии или по духу. Напомню, что "Человек паук" и "Король лев" все равно остаются лидерами там, и это не изменить.