Чайки со свалки "посадили" самолет. Заслуженный пилот СССР – о ЧП в Раменском
Сегодня пассажирский самолет Airbus А-321 авиакомпании "Уральские авиалинии" совершил вынужденную посадку в Подмосковье. Причиной инцидента стало попадание птицы (или нескольких птиц) в двигатель.
Экипаж посадил лайнер в поле и без шасси. На борту находились 226 человек (из них шесть детей). Все пассажиры были эвакуированы. Погибших в результате инцидента нет. Командир воздушного судна – свердловчанин Дамир Юсупов – стал героем заголовков.
Экс-замминистра гражданской авиации, заслуженный пилот СССР Алексей Горяшко сказал в беседе с нашим изданием, что восхищается работой экипажа, который спас столько жизней. В случае с Подмосковьем главная проблема – это огромное количество птиц, их в последние годы вокруг аэродромов становится все больше из-за многочисленных свалок.
"К сожалению, это не первый и не последний случай, это наша общая проблема", – сказал эксперт.
– Airbus А-321 авиакомпании "Уральские авиалинии", совершил жесткую посадку в Подмосковье. Как прокомментируете – удалось избежать большой катастрофы?
– К большому сожалению, мы при всех усилиях не избавились от свалок вокруг аэродромов, в результате чего там гнездятся, кормятся птицы, и это не первый, и, к сожалению, не последний случай столкновения самолета с птицами. Были случаи столкновения с лобовым стеклом, попадали в двигатель, а нынешний инцидент – это массовое попадание тушек птиц в двигатель, в результате чего, как я слышу, двигатели остановились и экипаж проявил мастерство и мужество, посадив самолет без шасси в поле, чем спас жизни пассажиров и, естественно, свои собственные жизни. Поэтому, кроме как восхищаться этим поступком, ничего не остается.
– То есть это не случайность, что одна птица попала, это была стая?
– Да, там была стая птиц, чайки, которые кормились где-то на свалке недалеко от аэродрома. С момента разрастания свалок началась такая проблема, всегда там гнездятся. Конечно, на этот случай вокруг аэродромов устанавливаются отпугивающие устройства, издающие звук хищных птиц для того, чтобы птицы уходили от района взлетов и посадки, но, к сожалению, они к этим отпугивающим средствам адаптируются, и устройства становятся малоэффективны. Проблема стоит остро особенно сейчас, когда свалки больше, масштабней, и птиц, соответственно, большее количество. В моей практике таких случаев не бывало.
– Есть ли типы лайнеров, которые более подвержены риску возникновения таких инцидентов, попаданий птиц, есть ли самолеты, которые больше в этом плане технически защищены?
– Никакой защиты от попадания птиц в лайнер не существует. Технически снизить риски, к сожалению, нельзя. Последствия могут быть разные в зависимости от вида птиц, веса тушки, которая попадает в двигатель.
Некоторые птицы попадают в двигатель и не становятся причиной поломки или возгорания, двигатель просто перемалывает их и продолжает работать. В некоторых случаях двигатели останавливаются, в некоторых загораются и так далее.
– То есть могли быть более опасные последствия, чем "жесткая посадка"?
– Этот случай привел не к жесткой посадке, это вынужденная посадка правильно называется – вынужденная посадка с убранными шасси в поле.
Летчики всегда знают площадки вокруг аэродрома на случай вынужденной посадки из-за неисправности материальной части. Вот этот экипаж "Уральских авиалиний" четко себе представлял, где можно садиться в случае отказа двигателя. Вот он и выбрал кукурузное поле и благополучно произвел посадку.
– То есть пилоты – молодцы, а как технику оцените? С такой вынужденной посадкой "Суперджет" бы справился?
– Техника работала безупречно, потому что без всяких инцидентов произведен был взлет. И попадание птиц никак не связано с материальной частью. Случай на случай не приходится. И в "Суперджеты" попадали птицы, и "Суперджет" садился, ситуации похожи, но последствия оказались разными.
Повторюсь, я восхищаюсь подготовкой экипажа, его героизмом, который спас жизни стольким людям в этой экстренной посадке, которая произошла по независящим ни от них, ни от самолета причинам.
– Ну все же есть тут, оказывается, человеческий фактор, только не в небе, а виноваты на земле те, кто разводит такие огромные свалки, ведь в этом году как раз идут большие дискуссии в обществе вокруг "мусорной" темы?
– Со свалками борются, мы это знаем, и стоят вокруг аэродромов отпугивающие устройства из-за такого большого количества птиц, мы тоже это знаем. Борьба идет, но, к большому сожалению, конец борьбы с отвлечением птиц от районов аэродромов еще далек.
Надо принимать меры, более интенсивно заниматься очищением приаэродромных территорий от свалок, не давая возможности птицам там кормиться. Это наша общая проблема.