Утилизируй это! В Правительстве задумались о новом налоге для бизнеса
Цена вопроса может достигать 136 млрд рублей в годС очередным предложением выступил заместитель председателя Правительства России Алексей Гордеев, деловые СМИ сообщают, что существует письмо вице-премьера для ряда ведомств, в документе предлагается переходить на 100% утилизации товаров и упаковки.
Вице-премьер предлагает ряду федеральных ведомств, в числе которых – Минфин, Минприроды, Минпромторг и Минэкономики рассмотреть вопросы по повышению нормативов утилизации товаров и упаковки для производителей до показателя 100%. Перечисленные федеральные министерства в принципе показывают глубину и, так сказать, уровень проблемы, заданной вице-премьером, а также то, что правительственные чиновники не намерены просто ограничиться "обсуждением". По своим последствиям для производителей, бизнеса (например, для ретейла), а также населения подобные меры едва ли не превзойдут ту же "мусорную реформу" или аналогичные мероприятия всех последних лет.
Резоны у всех сторон имеются, конечно же, свои. Так, по данным Минприроды, на сегодняшний день тот же экологический сбор, который платят производители, умещается в скромную сумму в 2,2 млрд руб. В год и на всю Россию!
Понятно, что эти миллиарды – копейки и в принципе не могут покрыть текущие и особенно будущие расходы государства на ликвидацию свалок и прочих "прелестей" цивилизации. Целевые показатели по данному вопросу, которые в своем письме обозначил Гордеев – 136 млрд руб. ежегодных сборов минимум! Есть предварительный список тех, кого и затронет более всего новая планка сборов. Рост – в более чем 60 раз на обозримую перспективу!
Прежде всего речь о производителях электронных товаров (47 млрд), производств, где используется бумага или картон (около 22 млрд), производителях или продавцах шин и резинотехнических изделий (17,9 млрд) и так далее и тому подобное. Важно подчеркнуть – расчеты, разумеется, предварительные и могут меняться как в ту, так и в другую сторону.
Просчитан (очевидно, очень и очень приблизительно!) возможный рост цен на товары – до 1,5%.
Ну и самое главное – вопросы по предложениям Гордеева и профильных ведомств должны быть рассмотрены в Правительстве в течение 2020 года, то есть времени на их детальную проработку и тем более грамотное претворение в жизнь осталось совсем чуть-чуть.
Российские правительственные чиновники в данном вопросе следуют в фарватере действий их европейских (и не только) коллег, напомним, что в Брюсселе еще в 2015 году попытались объявить тотальную войну тому же пластику и упаковке из него. Цифры, представленные евробюрократами, действительно удрачали и продолжают удручать общественность. За последние полвека производство и продажа изделий из практически не разлагаемого пластика увеличились в 20 раз, в мировых СМИ из сюжета в сюжет кочуют страшилки по типу того, что в Мировом океане сейчас практически столько же обитателей, сколько и отработанного пластика.
Проблема, что и говорить, действительно приобрела глобальный характер, другое дело, что, рьяно взявшись за дело борьбы и потребления пластика, те же чиновники Евросоюза вынуждены были резко притормозить в своем стремлении избавить планету от мусора. И на то были и остаются причины. Однако вернемся к российским проблемам.
Согласно открытым данным и публикациям Минпромторга, сейчас в стране ежегодно образуется порядка 3,6-5 млн тонн пластиковых отходов, расхождение в оценках, кстати, прекрасно иллюстрирует состояние и изученность проблематики. Опять же, по оценке ведомства Дениса Мантурова, сегодня в России действует около 500 предприятий, на которых перерабатывается от 350 до 450 тыс. тонн пластиковых отходов в год. Все остальное, как понимаете, граждане потом могут видеть в лесах, дворах, реках, на официальных и особенно неофициальных свалках. Всего перерабатывается в России от 7 до 12% пластиковых отходов и скорее всего эти цифры – просто, извините, притянуты за уши.
О готовящихся изменениях законодательства и новых правилах для бизнеса мы поговорили с председателем комитета Государственной думы РФ по экологии и охране окружающей среды, депутатом от Челябинской области Владимиром Бурматовым.
– Владимир Владимирович, почему именно сейчас и именно вице-премьер Алексей Гордеев обозначил данную тему? Это его, так сказать, зона ответственности, в конце концов, у нас Министерство природы имеется?
– Абсолютно это его тема и очень правильно, что тему озвучил именно Гордеев как заместитель председателя Правительства. Во-первых, обозначенная проблематика носит межведомственный характер, она не затрагивает только, например, интересы Минприроды или интересы исключительно другого ведомства. Во-вторых, что называется, "сдвинуть" проблему с мертвой точки по силам как раз Алексею Васильевичу, я его прекрасно знаю и полностью поддерживаю в этом вопросе.
– Ясно, а сами вы что думаете по предложенным инициативам, насколько известно, письмо, на которое ссылаются сейчас СМИ, мало кто видел и, соответственно, трудно оценить все сценарии?
– Да, я действительно пока не видел документа, но такая работа шла и идет. Могу сказать, что в Госдуме мы уже в сентябре соберем у себя в комитете по экологии представителей всех заинтересованных ведомств и структур, будем обсуждать как раз проблему перехода на новые нормативы утилизационного сбора. То, что в России ежегодно производители перечисляют порядка всего 3 млрд руб. или около того, конечно же, не может никого устраивать. По большому счету, потом, когда начинается процесс уборки и рекультивации свалок, в конечном итоге за утилизацию вынужден платить бюджет. То есть мы с вами. Сборы надо повышать.
– Уже говорят о росте цен для конечного потребителя, то есть, опять же для нас с вами, называются даже очень осторожно цифры – до 1,5% в год. Что вы думаете?
– Повторюсь, сегодня потребитель и так, и так вынужден платить за утилизацию, пусть и не прямо, пример со свалками я только что привел. Вместе с тем, у производителей товаров и упаковки практически нет никакой ответственности. Произвел и забыл. Что такое сбор в 3 млрд руб. в год? Это цена рекультивации одной небольшой свалки отходов в России, а у нас по стране тысячи таких объектов. Оцените масштаб, что называется.
– Вы неоднократно, в том числе нашему изданию, приводили примеры – в стране не хватает нормально выстроенной системы сбора и переработки, а там, где такие предприятия в регионах все-таки есть – стоят недозагруженными. Извините, у нас не получится как с "мусорной реформой", которая годами обсуждалась, но как только началась её реализация, вылезли все проблемы и недоработки?
– "Мусорную реформу" откладывали несколько раз и то, что все-таки запустили – считаю абсолютно правильным шагом. Сейчас ¾ субъектов вошли в нее, запустили свои программы, создали своих регоператоров, работают. Проблемы есть? Конечно есть, но работа начата и продолжается. С вопросами по утилизации тоже надо разбираться и заниматься этой темой. У нас же сейчас получается, что за сбор и утилизацию платят чуть ли не в добровольном порядке. Представьте себе, что у нас в стране налоги бы платились в добровольном порядке: захотел, заплатил, не захотел – не заплатил, чтобы бы было?
– Понятна ваша позиция, все-таки вернусь к вопросу – у нас инфраструктура готова к таким масштабным изменениям, бизнес и государственная власть – готовы? Ваше личное мнение?
– Я сказал уже, в Госдуме собираем все профильные ведомства, начинаем обсуждать и работать. В Правительстве со своей стороны, думаю, будет разработана необходимая "дорожная карта". Вопрос давно назрел и откладывать его дальше не получится.
***
Вместо послесловия от себя добавим – к нашему удивлению, на сайтах официальных российских бизнес-объединений и союзов (от "ОПОРЫ России" до РСПП) отсутствует не только информация о готовящихся изменениях, вообще нет близко новостей, посвященных тематике утилизации и возможного роста платежей в скором времени. Вот, например, о российско-индонезийском бизнес-форуме новости есть, а об утилизации – ни слова (РСПП). Или, например, на сайте "ОПОРы" позитивно оценивается снижение нагрузки из-за так называемой "регуляторной гильотины" и шагах в этом направлении, а о заявленной теме – молчок. То ли бизнес пока не слышал о новых инициативах, то ли выработал своеобразный иммунитет к введению различного рода новых сборов и поборов, судить не беремся. Вполне возможно, что основная часть борьбы "за и против" новых правил утилизации развернется чуть позже, когда появится хотя бы в общих чертах концепция работы.
Накануне.RU отправило запросы в российские бизнес-организации, ответа на момент подготовки текста не было.