Третьим будешь: в списке участков под храм проявился компромисс?
Сегодня начинается своеобразный агитационный период перед опросом жителей Екатеринбурга – где ставить храм святой Екатерины, при этом в вопросе определения участков пока много несогласованных моментов.
На заседании рабочей группы, прошедшем 3 сентября, был составлен шорт-лист площадок под храм, плебисцит понадобился после майских протестов в сквере у Театра драмы, на которые обратил внимание Владимир Путин и попросил более тщательно изучить общественное мнение. В списке по сравнению с прежним вариантом остались участки на месте бывшего приборостроительного завода на Плотине городского пруда и на пустыре на улице Фурманова, при этом вылетело место "падшей башни". Зато в перечень занесли пустырь за Макаровским мостом. Ранее это место обещали застройщику "Брусника", но проект, который он предложил, был забракован. Инсайдеры и эксперты Накануне.RU прокомментировали развитие событий вокруг выбора площадки под храм. Возможно, новому третьему варианту и предстоит стать компромиссным для всех сторон.
При выборе площадок закономерно возникают проблемы, связанные не только с вопросом о том, насколько пригодны территории для застройки, но также чьи интересы могут быть задеты при отписывании земли храму. Получается, у каждого "пустого" места, которое собираются сделать "святым", есть свои лоббисты и противники, опять звучат обвинения в адрес "Атомстройкомплекса", который подозревали в нагнетании протестов на месте сквера. Так, депутат Александр Колесников сегодня во время заседания рабочей группы требовал переименовать рабочую группу в "Рабочую группу Атомстройкомплекса", имея в виду, видимо, превалирование интересов противников стройки. Общее голосование отвергло предложение, тем не менее об ангажированности "Парков и скверов" застройщиком говорится не первый раз. Но могут ли заявления на таком высоком уровне быть показателем реальной вовлеченности компании, близкой к бывшему городскому руководству, в мутную историю с протестами против храма?
"Есть такая концепция, она активно присутствует и в ряде СМИ, – комментирует Накануне.RU директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин. – Если говорить о споре хозяйствующих субъектов и о конфликте экономических интересов, подоплека там, безусловно, есть, степень их участия я не могу оценить, но участие есть, хотя я бы не стал эту степень преувеличивать, много других заинтересованных было. Мы имеем дело с совпадением векторов, есть такое состояние, когда точка бифуркации собирает в себе несколько заинтересованных сил, "Атомстройкомплекс" – только один из векторов. Участие и аффилированность АСК там есть".
Считается, что якобы АСК, бывший в фаворе при прежнем руководстве города, недоволен распределением лакомых кусков в городе, в том числе в пользу одного из крупнейших спонсоров храма – УГМК. Ранее глава компании Виктор Ананьев уже критиковал проект сноса телебашни, знакового для города объекта, ради строительства ледовой арены УГМК. Примечательно, что работы на этой спортивной стройке недавно активизировались, произошло это сразу после предыдущего заседания рабочей группы, на котором, неожиданно для губернатора Евгения Куйвашева и самой медной группы, площадка на Декабристов оказалась в списке под храм (тогда некоторые в решении увидели "руку Тунгусова" и укрепились в уверенности, что мэрия еще не полностью очистилась от влияния прежней команды).
Сегодня, параллельно с публичными выступлениями против АСК (чего на заседаниях группы не было ранее), оказия была исправлена и вместо площадки на Декабристов был предложен участок у ККТ "Космос", идею озвучил бывший главный архитектор города Михаил Вяткин (по данным нашего источника, идея исходила от мэрии), но члены рабочей группы участок не одобрили. Но при этом исключили и место, где располагалась телебашня.
То, что была исключена площадка, на которой фактически строится "Ледовый дворец", абсолютно понятно, считает политолог Александр Пирогов: "Это обоснованно, как можно строить там, где что-то уже строится?". Пирогов подчеркивает, что при выборе площадки нужно учесть все ошибки прошлого и обязательно спросить мнение горожан, а также тех, кому принадлежит земля, потому что все площадки – не бесхозные:
"Та же самая земля на пересечении улиц Фурманова-Белинского принадлежит ФСБ, площадка за Макаровским мостом тоже является чьей-то собственностью и, собственно, приборостроительный завод – тоже неоднозначно все, не полностью принадлежит он УГМК".
Зато в список включена площадка на улице Челюскинцев. По данным источника Накануне.RU, площадку за Макаровским мостом лоббировали силовые структуры региона, которые проявили себя еще на фоне "скверных выступлений" в мае и других этапах конфликта. Какие именно – доподлинно неизвестно. Логика размещения объекта именно там в том, что, во-первых, это реальная возможность снять социальную напряженность и воплотить проект, который нужен иерархам, акционерам и региональным властям. Во-вторых, это возможность повысить инвестиционную привлекательность города. Сейчас место находится в довольно убогом состоянии, и если там не поставить храм, то долгое время пустырь так и будет оставаться пустырем.
"Мы боимся, что произойдет так же, как с ледовой ареной, – говорит участник рабочей группы Константин Киселев, – они пытаются внести еще одну площадку, за Макаровским мостом, а мы говорим – где бумаги? Где заключения о том, что здесь действительно можно строить? Где заключения о том, что не будет затронута акватория городского пруда? Где схема участка?"
Глава города Александр Высокинский отметил, что решение сегодняшнего заседания рабочей группы нужно для того, чтобы продолжить работу по опросу. "Принимаем три площадки за основу, работаем дальше. Решение по ледовой арене, документы есть, там идут свои процессы. Нет площадки и нет, что за нее голосовать? Взять третью площадку, по ним двигаться", – сказал Высокинский.
Есть ли в итоге какая-то приоритетная площадка для строительства – наши источники и эксперты сказать затрудняются. Летом появлялась информация, что спонсоров храма интересует приборостроительный завод (место предложила УГМК и оно очень нравится другому спонсору – РМК). При этом несложно увидеть иронию в строительстве храма на месте завода. Во время протестов у Театра драмы начинало проявляться раздражение и звучало много критики не просто в отношении местных олигархов или иерархов, а в отношении РПЦ, главные претензии на таком высоком уровне были в стиле "не строим заводов, не строим больниц, зато столько храмов, куда же еще?" Не будет ли строительство храма вместо хоть уже и не работающего, но все же завода очередным подливанием масла в огонь? При этом Накануне.RU недавно публиковало проект возведения на этом месте здания, сочетающего функции музея и храма.
Политолог Александр Пирогов считает, что вообще акватория пруда всегда будет проблемной точкой. Строительство за Макаровским мостом может принести в неблагоустроенную, вычеркнутую из общественной жизни площадку новую жизнь, тогда как здание приборостроительного завода может стать конфликтным, а спор не ускорит строительство храма.
Политолог Анатолий Гагарин отмечает, что все площадки так или иначе "привязаны к реке", потому выбирать надо просто более удобный и менее спорный. Кстати, ранее Накануне.RU писало, что по принципиальному желанию меценатов храм обязательно должен отражаться в воде, но привести мечту в жизни позволяет и ландшафт нетронутой природы за Макаровским мостом.
"С точки зрения развития территории, место у Макаровского моста мне представляется более перспективным, ведь эта территория будет развиваться и дальше, будет "ВИЗ-правобережный" развит. Для храма необходимо место, необходим масштаб, некий воздух, которого на месте приборостроительного завода не будет. Там тесновато с одной стороны, а с другой стороны, там еще спор хозяйствующих субъектов, там есть еще некоторые структуры, которые не хотят уезжать из этого здания, и я думаю, что там долго будет этот спор идти. Если мы говорим о храме, который мы все-таки хотим построить к 300-летию Екатеринбурга, надо все-таки выбирать открытую, свободную площадку. И в этом смысле Макаровский мост освободит нас от этих споров с собственниками, которые будут предлагать безумные цены за свои 150 метров", – отмечает Гагарин.
Ожидается, что бюллетени для опроса екатеринбуржцев будут изготовлены 24 сентября, исследование пройдет 12-13 октября во всех районах города.