Бросили дымовую шашку, положили на асфальт: в Улан-Удэ - разгон протестующих
Власть точечно давит протесты, не понимая, что "хворост" высох уже вездеВ Улан-Удэ Росгвардия произвела силовой разгон бессрочного митинга людей, несогласных с итогами выборов мэра.
Накануне вечером в столице Бурятии началась акция "Свет надежды", в ходе которой люди приходили на площадь Советов с фонариками.
Около двух часов ночи по местному времени силовики начали разгон. Как сообщает тг-канал "Город для людей", в микроавтобус с протестующими бросили дымовую шашку, а после того, как активисты выбежали наружу, их стали грубо укладывать на асфальт.
Больше всех пострадала девушка, которая вела трансляцию.
В ОВД по Советскому району доставлено около пятнадцати человек.
Параллельно городские власти ограничили доступ на площадь под предлогом подготовки к празднованию 80-летия боёв на Халхин-Голе. Однако сами торжества запланированы на 14-е сентября, поэтому протестующие считают празднование лишь поводом к разгону.
Протесты из-за выборов мэра Улан-Удэ стали одними из самых ярких последствий Единого дня голосования. Однако, если выборы в Мосгордуму были скандальными задолго до 8 сентября, то стояние в столице Бурятии началось довольно неожиданно.
Напомним, сначала на площади Советов люди собрались выразить поддержку задержанным сторонникам якутского шамана Александра Габышева, идущего "изгонять дьявола из Кремля". Сам шаман преследованию не подвергся, но двое его попутчиков были задержаны, а блогер Дмитрий Баиров заявил, что его также пытаются арестовать, и предложил людям собираться, чтобы не допустить этого.
Вечером воскресенья стало известно, что победу на выборах мэра одерживает врио главы города Игорь Шутенков. Многие из собравшихся на площади были сторонниками кандидата от КПРФ Вячеслава Мархаева. Они сочли, что врио победил благодаря нарушению при подсчёте голосов, и потребовали пересмотра итогов.
Позже на площадь прибыли Вячеслав Мархаев и депутат Народного Хурала от КПРФ Баир Цыренов. На следующий день люди в масках и гражданской одежде топорами и арматурой разбили окна в машине Баирова и в автомобиле КПРФ, припаркованных на площади, и прямо из окон извлекли предполагаемых организаторов митинга.
Баир Цыренов провёл ночь в отделе полиции, а вчера его доставили в Советский районный суд, который признал его виновным в организации незаконного митинга и назначил штраф в 15 тысяч рублей. Сам депутат вины не признаёт, считая, что просто присутствовал на площади на официально парковочном месте, а собрание горожан было сходом, а не митингом.
Защита выразила намерение обжаловать приговор, а сам народный избранник вновь отправился на площадь. Баир Цыренов проконтролировал сохранность машины, после чего сел в другой микроавтобус и заявил, что будет находиться на площади бессрочно. При этом повторное административное нарушение по той же статье чревато для Баира Цыренова лишением статуса депутата и уже уголовным наказанием.
На ситуацию был вынужден обратить внимание глава Бурятии Алексей Цыденов. Находясь в Санкт-Петербурге на форуме по развитию туризма, он опубликовал видеообращение к жителям республики с призывом сохранять спокойствие. Позже стало известно о назначенной на пятницу встрече с кандидатами в мэры Улан-Удэ, на которой планируется обсудить "перспективы сотрудничества". Но какими они могут быть после силового разгона людей Росгвардией – сказать пока сложно.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что при всём локальном характере сложившейся ситуации, в ней проявляются и опасные тенденции федерального масштаба. Его экспертное мнение – специально для Накануне.RU:
"Дело в том, что в отличие от 2011-2012 гг., когда недовольство концентрировалось в основном в Москве, в меньшей степени в Петербурге и ещё в меньшей степени в городах-миллионниках, а по всей остальной России его не было, и власть это использовала, противопоставив провинцию и работяг с того же Уралвагонзавода Москве, то сейчас недовольство охватило всю или большую часть населения страны.
Но недовольство пока носит такой невербализованный и неоформленный характер. Любые события местной повестки, которые воспринимались раньше нормально, служат катализатором или поводом для проявления недовольства, для того, чтобы оно входило в публичную сферу и предпринимало какие-то организационные формы.
Допустим, ситуация со строительством храма в Екатеринбурге не в мае возникла, сколько она длилась, но "выстрелила" по совокупности именно в мае.
Ситуация в Москве – последние выборы, они же по степени неконкурентности не первые такие. И 2014-й год был, и 2009-й, вообще запредельный по применению административного ресурса. Но ситуация "выстрелила" именно сейчас.
Чем бурятская история вписывается в федеральный контекст? Тем, что причины для проявления этого недовольства носят универсальный общероссийский характер. Население недовольно отсутствием чувства социальной перспективы. В каждом регионе, с учётом уровня жизни и всего прочего, требования у населения к социальной перспективе разные – в Москве одни, в Екатеринбурге вторые, а в Улан-Удэ третьи, наверное, сильно скромнее.
Тем не менее, люди не видят позитивной социальной перспективы. Это порождает их недовольство. А вот те поводы, те реперные точки, те триггеры, которые провоцируют выход этого недовольства в активную открытую организованную фазу, это уже зависит от локальной повестки.
Психологическая база для протеста никуда не делась – если думали, что проскочили выборы в Москве – ничего подобного. Хворост высох уже, поэтому неважно, когда и где в него попадёт искра. А вот какая будет искра – это может быть всё что угодно".