"Земля Санникова": почему решили "убрать" идущего в Москву шамана?
Путешествие якутского шамана Александра Габышева, шедшего пешком в Москву, неожиданно прервалось. Конечной целью странника была столица, где он намеревался "изгнать демона из Кремля". Однако сегодня утром неизвестные с оружием схватили шамана прямо в палаточном лагере у дороги и увезли с собой. Позже МВД по республике Бурятия сообщило о том, что Александр Габышев находился в розыске и будет доставлен в Якутию для проведения следственных действий.
Неожиданно выяснилось, что на родине шамана подозревают в совершении преступления. Но в чём конкретно обвиняют Габышева, пока неизвестно. Нет ясности и с тем, почему преступник, находящийся в розыске, несколько месяцев мог идти по Дальнему Востоку на виду у всей страны, и его не задерживали. Попутчики шамана ежедневно выкладывали видео, в которых говорили о том, где они находятся. Летом в Чите Александр Габышев выступал на оппозиционном митинге. В Бурятии он избегал непосредственного участия в протестных акциях, однако задержание его сторонников совпало с исходом выборов мэра Улан-Удэ, после чего требования их освобождения совпали с лозунгами о перевыборах.
На этом фоне высказываются подозрения, будто по прибытии в Якутск шаман может столкнуться с обвинением в экстремизме. Однако если и усмотреть в пешем походе безоружного человека экстремизм, то его ночное задержание людьми с оружием, а также отправка в другой регион "ближайшим авиарейсом" выглядят достаточно странно. Неужели власть и впрямь усматривает для себя опасность в якутском шамане?
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что проблема Габышева для власти заключается в информационной волне, которую он породил. Волна протестов, которая наблюдается сейчас в стране, носит глубоко эшелонированный объективный характер и обусловлена общим недовольством населения. А информационные поводы для проявления этого недовольства везде разные: всё-таки протесты в Москве были не столько против недопуска кандидатов, сколько вообще против ситуации, когда власть не прислушивается к мнению людей. То же самое с протестами в Екатеринбурге, Архангельской области или Ингушетии.
"Этот шаман стал одной из искр, которая ситуативно породила эту волну недовольства – он становится опасен в качестве ходячего "носителя хайпа". Ситуация в Бурятии привлекла к нему внимание и теперь он провоцировал бы по маршруту гораздо больший резонанс, в итоге на местах стали бы более жёстко реагировать и случались бы очередные акции протеста. Видимо, с прямолинейностью, присущей силовикам, решено его нейтрализовать – чисто физически ограничить свободу передвижений, чтобы о нём в итоге забыли", – отметил Павел Салин в беседе с Накануне.RU.
Практически одновременно с задержанием Александра Габышева глава республики Бурятия Алексей Цыденов опубликовал пост о том, что "нужно немного притормозить". Позицию Цыденова позже разъяснил его пресс-секретарь Алексей Фишев, отметивший, что "призыв главы обращен ко всем: тем, кто продолжает будоражить общество, и тем, кто пытается навести порядок". Вполне возможно, отметил Фишев, силовики имели основания для задержания участников несанкционириованных акций, но возникает вопрос – "зачем это надо было делать в данной ситуации"?
По мнению политолога, глава Бурятии оказался в очень сложном положении. С одной стороны Цыденов в критической ситуации действительно показал, что он по стилистике поведения отличается от представителей губернаторского корпуса, в том числе и молодого поколения. Представить, что Собянин или Беглов в подобной ситуации выходят и пытаются общаться с населением, как делал Цыденов, достаточно сложно. Он не испугался, попытался общаться с протестующими – не очень удачно, но по крайней мере он вышел к народу. Он демонстрирует новую стилистику.
"Другое дело, что сейчас не девяностые годы и силовики давно уже не подчиняются губернатору. Поэтому эти слова говорятся в пустоту. Как видно по общению Цыденова с населением, у него с протестующими контакта нет и с силовиками по понятным причинам тоже нет, поскольку они подчиняются либо приказам из Москвы, либо, если приказов нет – то действуют самостоятельно, но никак не ориентируются на мнение местных властей", – резюмирует Павел Салин.
Политический деятель, депутат владимирской облдумы Максим Шевченко в связи с задержанием шамана саркастично заметил, что Россия превращается в "Землю Санникова". По его мнению, Габышев стал некой информационно-событийной и смысловой точкой притяжения. При этом никто до конца не понимает, что такое "шаман", но все где-то слышали это слово.
Более того, за время своего похода шаман успел из "городского сумасшедшего" стать героем. "Он идёт к Москве, идёт и идёт, идёт и идёт. Нравится это или нет, но он так и дошёл бы до Москвы, а кто знает, может быть, на подходе к Москве с ним уже шло бы 500 человек, например. Они, конечно, решили подстраховаться и его изолировать после всплеска бурятских событий и после интервью, которые он давал. Про него сделали несколько фильмов. Он стал героем. Поэтому они решили его выключить. Но как всегда, делают это неправильно, в тираническо-диктаторском духе", – рассказал Максим Шевченко Накануне.RU.