"Диснеевский Гитлер – как добрый друг мальчика, а серийный убийца тогда – добрый друг девочек?"
Фильм "Кролик Джоджо" про доброго Гитлера от студии "Дисней", созданный при совместной работе США и Германии, выходит на широкий экран во всем мире, кроме России.
18 октября состоится премьера в США, до этого фильм уже получил Гран-при на фестивале в Торонто (Канада). В Великобритании фильм идет с 5 октября, в начале 2020 года начнутся показы в Японии, Швеции, Дании, в конце января – в Германии, Франции и Италии, в России фильм в прокат не выйдет, сообщает "Кинопоиск" со ссылкой на пресс-службу прокатной компании "Двадцатый Век Фокс СНГ". Как стало известно, в российских кинотетрах картину Тайки Вайтити "Кролик Джоджо" даже не планировали показывать, так что это не запрет, цензура или решение Общественного совета по культуре при президенте РФ, который ранее не пустил в кино "Смерть Сталина", тоже якобы сатирическую комедию.
Фильм рассказывает историю десятилетнего немецкого мальчика Джоджо по кличке Кролик, который мечтает стать настоящим нацистом во время Второй мировой войны. После того, как из семьи уходит отец, ребенок придумывает себе воображаемого друга – Адольфа Гитлера. Знакомый образ появляется на экране как добрый друг и веселый товарищ по играм для мальчика. Мать маленького и доброго фашистика играет актриса с еврейскими корнями Скарлетт Йоханссон (мать Йоханссон происходит из еврейской семьи из Польши и Белоруссии), съемки проходили в Праге. Напомним, что в период немецкой оккупации с 1938 по 1945 годы в Чехословакии коллаборационистское правительство издало декрет, по которому евреи поражались в правах, за эти годы около 76 тысяч евреев были уничтожены в лагерях смерти, а словацкие евреи стали первыми жертвами знаменитых лагерей уничтожения Майданек и Освенцим. Чехия и Словакия являются странами, где отрицание Холокоста является уголовно наказуемым преступлением.
Гитлер в исполнении самого режиссера – добрый воображаемый друг мальчика, типа Карлсона, он то появляется, то весело исчезает, дает дурацкие и смешные советы, вызывает бурю добрых чувств у зрителя. В нацистском лагере ребята жгут книги и рисуют карикатуры на евреев, собираются воспитывать дух, убивая домашних животных, кроликов. Режиссер использует для своей легкой комедии документальные кадры с фашистских парадов и накладывает на них немецкие каверы песен Beatles. Нацистских дознавателей играют актеры ситкомов, а сам Гитлер без ума от единорогов.
Таким на предпремьерном показе увидел кино рецензент "Кинопоиска", при этом с грустью отметил, что на фестивале в Торонто комедию приняли довольно прохладно (хотя Гран-при дали?). "Доброе кино о вечном", так западные рецензенты отреагировали на фильм о воображаемом Гитлере, ведь мальчик из ярого нациста перевоплощается, когда встречает еврейскую девочку и влюбляется в нее, таков хеппи-енд. Почему же его не покажут в России? Здесь у людей хорошая память и плохое чувство юмора – черную комедию о блокаде Ленинграда народ не принял, а политическую сатиру о смерти Сталина не показали в кино. Эксперт Накануне.RU, состоявший в комиссии, принявшей некогда решение по комедии о смерти Сталина, писатель Юрий Поляков прокомментировал для нашего издания, почему же комедию про Гитлера в нашу страну не привезут:
– Ну, видимо, фильм никто из кинопрокатчиков не закупил, хотя его должны были уже прокатывать. Что понятно, Гитлер для нашего менталитета – это фигура неоспоримо негативная, видимо, на Западе Гитлер гораздо меньше плохого сделал. Они вспоминают о нем с теплотой, а у нас он – неоспоримое зло. Там он – лучший друг мальчика, они могут и серийного убийцу сделать лучшим другом девочек, понимаете?
Культура – это очень сложное пространство, где, конечно, нельзя все запрещать, не думая, потому что она просто перестает развиваться, но и нельзя абсолютно все разрешать, потому что наступает хаос. Но есть на Западе какие-то темы, по которым никто спорить не будет. Вот, например, нельзя оспаривать холокост, и человек, который возьмется оспаривать, рискует оказаться в тюрьме. И вдруг возникает идея – а давайте ради смеха покажем Гитлера добрым? И те же люди, которые были категорически против оспаривания холокоста, у которых семьи, дедушки, бабушки, дяди и тети погибли в лагерях, попали в печи, эти же самые люди начинают говорить, что все правильно, почему нет?
Ребята, вы не понимаете, что от романтизации Гитлера один шаг до снятия табу с оспаривания холокоста? Это же сообщающиеся сосуды. То же самое, когда этот же человек начинает поддерживать украинских нацистов. Это уже все рядом. Потом ты будешь кричать "как так?" – а как ты мог одобрять гуманизацию образа Гитлера? Образа – я подчеркиваю – образа. Есть какие-то знаковые исторические фигуры, с которыми нельзя играть в эти игры.
В фильме Гитлер – позитивная фигура, пусть это и выдуманный друг мальчика, но они это допускают у себя, а нас гнобят за пакт Молотова-Риббентропа, хотя мы такое соглашение последние подписали. Вот Гитлера, значит, можно хорошим дядей изображать, а Россию за этот пакт, который давно забыт, будем дальше травить? Двойные стандарты. Нам ни в коем случае нельзя играть в этот двойной стандарт – они нас переиграют. Их цивилизация, их информационные системы гораздо лукавее, гораздо изощреннее, и характер имеют агрессивно-наступательный. Мы просто не владеем этим, нам на это поле даже не стоит соваться.