Джокер – анархист-революционер или психопат-одиночка?
Классовый разбор бэт-вселеннойНа киноэкраны с большим ажиотажем и триумфом вышел новый художественный фильм по мотивам комиксов бэт-вселенной. Стоит признать, что фильм "Джокер" – это кино не для развлечения, а серьезная социальная драма про одного несчастного инфантильного человека, чья дуга характера раскрывается в ленте более чем талантливо, а вкупе с блестящей актерской игрой Хоакина Феникса делает картину еще сильнее. Да и с творческой точки зрения лента вне всяких похвал, чего стоит только глубокая, почти библейская метафора с лестницей, по которой герой тяжело поднимается каждый день домой к больной матери, но так легко в конце спускается уже в образе клоуна-психопата.
Но речь не об этом, оставим анализ фильма для кинокритиков. А вот о чем: пока лента бьет все рекорды по продажам, уральские левые попали в нешуточный скандал, анонсировав свой поход в кинотеатр и ассоциировав себя с Джокером – как героем остросоциальной борьбы против капиталистического мира. Публикация молодых комсомольцев из КПРФ вызвала в социальных сетях и в СМИ целый шквал шуток, а особенно заявление о том, что в картине "хорошо показаны проблемы капиталистического общества, ложь с телеэкранов, эгоизм и наглость богатых и власть имущих, незначимость и заменимость маленького человека".
Дать себя обмануть тут и вправду можно было, проведя ложные аналогии с похожими сценами из "Вендетты", где толпы, зараженные идеями, надевали маску главного героя – Гая Фокса. Но…
Почему так произошло, есть ли на самом деле в фильме "классовая борьба" и кто такой Джокер, мы поговорили с тюменским левым активистом "РОТ-фронта" Михаилом Савелковым, который является известным в узких кругах комиксоведом и хорошо знает, как устроена вымышленная вселенная Готэм-Сити.
То, что современные левые покупаются на продукты Голливуда – рупора капитализма, он объясняет тем, что зритель видит в фильме то, что он хочет увидеть. И порой из маленького кадра или случайно оброненной фразы делаются глобальные выводы о том, чем фильм на самом деле не является. И тут надо понимать одну простую вещь: в фильмах, которые делаются сегодня для массового зрителя, никогда не будут подниматься классовые вопросы. Это невыгодно в первую очередь тем, кто платит за производство этих фильмов и кто продвигает их на рынок.
"Джокер", как считает Михаил Савелков, это в первую очередь социальная драма об одиночестве конкретного человека, о его неспособности найти свое место в мире. А вот то, что в этом фильме так понравилось левым – по сути просто сатира на настоящее понимание классовой сущности, выворачивание ее наизнанку, и согласиться с ней – это в некоторой степени стать соучастником этого издевательства. По большому счету, единственная социальная проблема, поднятая в фильме – это сокращение социальных работников и прекращение выдачи льготных лекарств нуждающимся. Проблема, которая остра и актуальна в нашей стране сегодня. Только в реальной жизни это приводит к скорейшей смерти пациентов, а не к массовым протестам.
"Я даже не удивлен, что на эту мишуру повелись именно представители КПРФ. Представители этой партии давно уже не понимают, что такое классовая борьба. Потому не замечают реальные события вокруг себя, но видят социальную составляющую в дешевой голливудской поделке, которая как раз рассчитана не на пробуждение классовой борьбы, а увод от нее", – говорит он.
Является ли Джокер носителем каких-либо идей о социальной справедливости или он простой обычный психопат? Вообще Джокеру как персонажу почти 80 лет. Естественно, за это время его образ менялся. Причиной этого было множество факторов: и сама социально-политическая ситуация, происходящая вокруг, и изменения, происходящие во внутренней вселенной DC, и политика комикс-издателей, и принятие пресловутого "Кодекса комиксов". Джокер в первых комиксах о Бэтмене вообще не был безумным. Изобретательный, жестокий, холоднокровный – но безумным его назвать язык не повернется. И того самого идиотского смеха, на котором построен почти весь новый фильм, у него практически не было.
А по-настоящему социальные ноты появились у Джокера только в 1980-е годы, когда легендарный Алан Мур выпустил свою "Убийственную шутку". Именно после этого комикса впервые заговорили о том, что Джокер – это не просто маньяк-психопат, а что за его обликом скрывается некий мощный социальный подтекст. При чем довольно интересно, что американские анархисты видели в нем типичное воплощение бунтаря-антисистемника, а феминистки – типичного представителя буржуазного класса с его традиционной моралью. Но о Джокере как о социальном явлении заговорили именно после выхода фильма Кристофера Нолана "Темный рыцарь".
"Проблема была в том, что на тот момент этот персонаж уже довольно приелся, он (как и вся бэт-вселенная) нуждался в грандиозном ребрендинге. Безусловно, нам показали врага системы, устраивающего костер из денег. Он пытается вывернуть мир наизнанку и сорвать маски с представителей обывательского мира. Для анархистов – бесспорно герой, для людей, которые действительно выступают против капитализма, лишь отражение обратной стороны капиталистического общества", – поясняет Михаил Савелков.
Так что можно говорить о том, что все-таки задумка сделать Джокера борцом была. В этом ключе его и стали развивать в дальнейшем: с одной стороны, больше безумия, с другой некая попытка показать его именно как какого-то идейного персонажа, несущего новые ценности. И в новом фильме это попытались отразить. Но мы должны понимать, что Джокер – это тоже отражение общества капитализма. Да, в чем-то он вызывает симпатию и даже отклик, но, как считает Михаил Савелков, он во многом играет роль той самой выхлопной трубы, которая позволяет справедливому народному протесту выходить в никуда.
"Возьмем, к примеру, обсуждаемый сегодня фильм. Практически первое, что мы слышим в нем – это тема забастовки мусорщиков. И во всем фильме мы видим, к каким последствиям это приводит. Но самого героя этот вопрос не касается. Он на нем не заостряет внимание. Гораздо проще увести от реальных проблем во что-то абстрактное", – считает комиксовед.
А Брюс Уэйн в фильме – это не просто капиталист. Это типичное воплощение "американской мечты", как говорит Михаил Савелков. Пожалуй, самый ярый защитник американских ценностей, корпораций и государства как такового. Вспомним фильм "Темный рыцарь", там есть замечательная фраза о том, что на "Уэйн Интерпрайзерс" трудится почти все население Готэма. И на что тратит деньги владелец этой кампании? На содержание тюрьмы и психбольницы и на свои дорогущие игрушки. А все остальное население постоянно прозябает в нищете и безысходности. Это мы видим практически во всех экранизациях и в каждом комиксе. Именно потому в Готэме столько преступников и социально опасных элементов.
"Этот город – типичное проявление капитализма – все трудятся для того, чтобы обеспечивать прибыль хозяину и его ночные развлечения в виде охоты на людей. А ведь подумай Уэйн о социальных и трудовых правах рабочих, то ему бы не пришлось каждую ночь скакать по городу в костюме летучей мыши. К росту преступности приводит социальная незащищенность. Будь Уэйн повнимательней, то понял бы, что можно решить причину проблемы, а не бороться с ее следствиями", – замечает Михаил Савелков.
В Готэме находились и здравые силы. В 90-е в комиксах была небольшая минисерия, как после очередной катастрофы на одной из фабрик Уэйна рабочие вначале объявили забастовку, затем вышли в город с политическими требованиями и в итоге установили в Готэме систему самоуправления. Характерно, что большинство населения поддержало их требования. "Лично я хочу, чтобы этот момент из комиксов получил свое кино-воплощение. В сериале "Готэм" он показан, но как-то уж сильно вскользь. А момент заслуживает того, чтобы быть полноценно развернутым", – говорит левый комиксовед.
Конечно, сам "Джокер" не вызовет какие-то социальные протесты, не о том этот фильм и не для того снят. Даже в "Аватаре" было больше классового. А ведь и были такие картины как "Элизиум" или "Суррогаты", которые с точки зрения кинематографа довольно слабые, но проблемы поднимали посерьезнее. Или та же "V for Vendetta". Последняя, кстати, тоже, как все знают – экранизация комикса. Но от начальной идеи там осталось очень мало.
За рубежом к комиксам с откровенной левой тематикой вообще обращаются довольно редко. В основном это какие-либо андеграундные издания в Европе, чаще неизвестные за пределами своей страны. А в СССР еще в 1991 г. увидела свет комикс-адаптация "Происхождения семьи, частной собственности и государства" Фридриха Энгельса. И, несмотря на значительный тираж, она очень скоро стала библиографической редкостью.
Существует несколько изданий "Капитала". В прошлом году во Франции вышел "Манифест коммунистической партии". Он сразу же был переведен на русский язык и вошел в десятку самых продаваемых комиксов за 2018 год. В серии "биография в комиксах" выходила книга о Ленине, но она рассчитана во многом на тех, кто хорошо знает биографию вождя и историю страны первой четверти 20 века.
Случалось, конечно, что и Стен Ли в своих работах к левацким темам обращался, но ему быстро, что называется, надавали по рукам. А вообще стоит вспомнить, что первый отряд американских супергероев был образован еще в начале 1940-х, и целью его была борьба с нацистскими захватчиками. Назывался этот отряд "Профсоюз супергероеев". Однако, цензурная комиссия по выпуску комиксов не одобрила это название. И таким образом отряд был переименован в "Общество справедливости Америки", из которой впоследствии выросла та самая "Лига справедливости", куда входили Бэтмен, Супермен, Чудо-женщина и еще не один десяток супергероеев.
Так что пока в нашей стране с нацистами сражались реальные герои и этот героизм был массовый, в Америке культивировали культ героев виртуальных и коммерциализировали этот культ. Ну, а все социальное из этих персонажей по понятным причинам вымывалось. Так что и с выходом "Джокера" обольщаться левым не стоит.