Собственник экономит, государство не замечает: почему прорыв дамбы в Сибири – не последний?
Произошедшая в субботу трагедия на руднике в Красноярском крае унесла жизни как минимум 14 человек. Вода прорвала сразу пять дамб и затопила два вахтовых посёлка, где жили старатели. Вскоре выяснилось, что дамбы были возведены без разрешительных документов и считались временными технологическими насыпями.
Вскоре было решено проверить все сибирские дамбы, однако Ростехнадзор может даже не знать обо всех таких сооружениях, поскольку контролирует лишь работу предприятий с опасными промышленными объектами или взрывными работами, а артели золотодобытчиков, подобные пострадавшей от наводнения, в эту категорию почему-то не попадают.
"Таких насыпей в тайге сотни, если не тысячи, и Ростехнадзор о них знать не может", – пояснили "Известиям" в службе и отметили, что о проблемных сооружениях Ростехнадзор должны были проинформировать другие надзорные и государственные органы либо работники предприятия, экологи, просто активные граждане. На практике же информирование происходит крайне редко.
В то же время известно, что неоднократные жалобы местных жителей на деятельность золотодобытчиков оставались без внимания властей. Нынешняя ситуация во многом напоминает трагедию на руднике "Мир", когда из-за нарушений правил безопасности при ведении горных работ погибли восемь человек. Расследование катастрофы в Якутии ещё не завершено, а задержанный начальник рудника Алексей Бурксер загадочно погиб вскоре после того, как оказался в СИЗО.
Следствие предполагает, что основной причиной прорыва дамбы в Красноярском крае стало нарушение технологии работ, которые велись ООО "Сисим", входящим в холдинг "Сибзолото". Гендиректор ООО Максим Ковальков задержан.
Почему в России регулярно происходят трагедии в добывающей отрасли и даст ли эффект проверка дамб, Накануне.RU рассказал экономист, руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
– Ростехнадзор сообщил, что не контролирует работу подобных артелей. Cложился, по сути, целый неподконтрольный надзору сектор экономики?
– В России много ситуаций, когда Ростехнадзор не ставится в известность по поводу тех или иных работ, некачественное выполнение которых опасно для жизни. Вообще у нас в регионах не вся деятельность легальна. Если говорить, например, о Кавказе, то там многие годы функционировали предприятия, никак не оформленные юридически, где работали официальные безработные, получая зарплату. И насколько там был адекватный технологический процесс – это открытый вопрос.
В случае с данным инцидентом, как я понимаю, также не ставились в известность государственные органы и они не осуществляли контроль. Получается, они не знали о таких объектах или делали вид, что не знали, что более похоже на правду, потому что от них оказалась укрыта достаточно значительная деятельность.
– Даст ли эффект проверка дамб?
– Проверка безусловно даст эффект, какие-то дефекты будут выявлены, может быть, не все, но какая-то часть из них, и угроза будет снижаться. Хотя текущая проверка дамб даст положительный результат, но где-то в другом месте, в других сферах таких инцидентов ожидать стоит. В целом по добывающим отраслям проблема системная, и это будет прорываться в такие инциденты с человеческими жертвами. Увы, просто обязательно.
– Получается, работники добывающих предприятий оказываются в зоне риска?
– Все добывающие работы находятся в зоне риска, и это было всегда, но в случае с современными российскими предприятиями не всегда соблюдается техника безопасности и не все технологии, применяющиеся на бумаге, применяются на деле. Это самая распространённая практика.
Более того, не всегда об этих нарушениях знает топ-менеджмент. Часто это является следствием прямых хищений среднего звена менеджмента, который просто экономит, сэкономленное забирает в свой карман, а рабочие и непосредственно находящиеся на месте лица оказываются в зоне опасности. И если случается что-то непредвиденное, то могут быть и человеческие жертвы.
Не знаю, нужно ли эти дамбы было ставить на учёт. Очевидно, что там должно всё было ставиться на учёт и проверяться, но скорее всего никак не легализовывалось именно потому, что там имели место такие вот "экономии". Расходы на минимум – авось простоит.
– Но, очевидно, везёт не всегда?
– Сегодня, к сожалению, отсутствуют механизмы, которые позволили бы людям с самого низа, простым рабочим довести до высокого начальства информацию о том, что есть какие-то нарушения. Эти случаи вообще распространены у нас в добывающей промышленности.
Происходит нарушение техники безопасности, некачественное выполнение строительных работ, которые должны быть, здесь можно предполагать ещё и серьёзный фактор коррупции среднего звена менеджмента. Я здесь высшего руководства не касаюсь, хотя экономит и оно очень серьёзно и мало считается с возможным риском. Но, боюсь, без профсоюзов или каких-то иных общественных структур не будет доступна информация о новых угрозах, и подобное будет повторяться.