День сурка в Челябинске
Чуть больше двух недель отделяет челябинцев от очередных "судьбоносных" выборов, которые с любой точки зрения никакими выборами, конечно же, не являются, а служат весьма сомнительной имитацией демократических процедур. 12 ноября пройдет конкурс по отбору главы администрации Челябинска, в котором сейчас участвуют 16 кандидатов, но имя будущего градоначальника было известно еще летом.
Накануне.RU вспомнило предысторию этого вопроса, тем более, что все началось как раз ровно год назад.
Чехарда с руководством главным городом Челябинской области началась в ноябре 2018 года, когда в отставку под давлением общественного мнения и просто из-за внутриполитической ситуации вынужден был подать градоначальник Евгений Тефтелев.
Доведенные до отчаяния разразившимся "мусорным коллапсом", проблемами с уборкой снега, отсутствием транспорта и т.д. обыватели тогда, напомним, заваливали письмами и жалобами все инстанции, начиная от губернатора и заканчивая Администрацией президента. На тот момент главе области Борису Дубровскому, который по сути уже начал собственную избирательную кампанию, репутация друга и соратника Тефтелева была, как гиря на ногах утопающего. И он элегантно (как, видимо, казалось самому Дубровскому. – прим.) убирает того с должности, одновременно назначая своим советником. Здесь следует понимать и помнить, что ко времени описываемых событий рейтинг самого Дубровского, по крайней мере в Челябинске, стремился к нулю, если вообще не ушел в глубокий минус – все-таки люди понимали и знали, что это одна магнитогорская команда.
Далее была эпопея с назначением Тефтелевым в качестве "врио" безликого чиновника Владимира Елистратова, это обеспечивало управление Челябинском прежней командой и на прежних принципах и установках. Самыми главными бенефициарами подобной "хитроумной" схемы были опять же Дубровский и Тефтелев, последний, и это в общем-то несильно скрывалось, даже обещал отвечать за распределение мандатов депутатов районных советов, а также взялся было "рулить" и дележом портфелей будущего состава городской думы. Именно в этом смысле мы говорим о фиктивности в своем роде отставки Тефтелева и замены его в начале 2019 года на Елистратова.
Схема посыпалась, как карточный домик, в марте текущего года с отставкой (ожидаемой, и все-таки для многих неожиданной) Дубровского. Пришедший ему на смену врио губернатора Алексей Текслер, естественно, самыми первыми распоряжениями избавился от наиболее одиозных сподвижников прежнего руководителя. Под раздачу попал министр дорожного хозяйства Дмитрий Микулик, а вторым стал как раз советник Тефтелев. Заодно, начиная уже с апреля, Текслер всячески демонстрировал свое неудовольствие только-только "избранному" челябинскому главе Владимиру Елистратову и стало понятно, что дни последнего на посту мэра сочтены. Начался, так сказать, обратный отсчет…
Так или иначе по каким-то признакам, а скорее всего, за неимением времени для серьезного поиска и оценки кандидатов и персон, Текслер останавливает свой выбор на кандидатуре заместителя в администрации и Тефтелева, и Елистратова Натальи Котовой. И в дальнейшем демонстративно предпочитает работать и решать вопросы по городскому хозяйству именно с ней, тем самым обозначив собственное кадровое решение, которое юридически будет оформлено челябинской думой 12 ноября.
Текслера можно понять – в той ситуации ему нужен был управленец в городе, знакомый с проблематикой и наиболее заметными игроками, это с одной стороны. С другой понятно, что даже простое согласование в компетентных, скажем, органах нового человека, как кандидата на пост мэра миллионного Челябинска, займет несколько месяцев, поэтому было принято такое вот соломоново решение. То есть "задвинуть" откровенного протеже прежних "хозяев" Елистратова и дать полномочия игроку прежней же команды, которая, впрочем, никогда не была на первых ролях, то бишь Котовой. Что и было сделано.
Да, просто для констатации упоминаем, что во всем этом цирке с "выборами" или отбором нового градоначальника миллионного Челябинска на сегодня участвует еще 15 кандидатов, некоторые из них боролись за пост еще во время баллотировки Елистратова нынешней весной. Перечислять всех этих людей мы не будем, тем более, что уже делали это здесь.
На фоне этих прекрасных и увлекательных событий, когда важнейший пост в городе тянут на себя то люди одного губернатора, то пришедшие этим на смену другие, стоит ли удивляться состоянию дел собственно города? Только скандалы и откровенные провалы последних дней говорят сами за себя о качестве управления Челябинском, уровне принятия решений и тем более их воплощения в жизнь.
Навскидку: идиотские затеи с установкой якобы шумозащитных экранов вдоль так называемого гостевого маршрута, что вызвало понятное возмущение жителей Тракторозаводского района, где проходит дорога из аэропорта. Люди справедливо считают, что их почему-то зачислили в откровенных маргиналов и собираются устроить им жизнь за забором, благо, пока без колючей проволоки, как в гетто. Мы не знаем, будет ли отменено это скандальное решение, зато уже известно, что, как говорится, "контрактик" на установку этого самого забора ушел в нужные руки. Человек, говорят, в думе заседает, как не порадеть?
Затеянный мэрией "ремонт" подземных переходов на главной площади Челябинска плавно перерос сначала в возмущение горожан, а теперь уже в уголовное дело, фигурантами которого могут оказаться самые разные персонажи. Включая бывших коллег, а ныне подчиненных той же Котовой.
О "ремонте" многострадальных памятника В.И. Ленину на той же площади Революции и прилегающего здания исторической постройки, в котором расположен музей декоративно-прикладного искусства, мы не раз рассказывали.
Не мы говорим и утверждаем, а Контрольно-счетная палата области заявляет, что 90% работ при ремонте ленинского монумента выполнено… с нарушениями. То есть некачественно, с подменой дорогих материалов на самые дешевые, и т.д. и т. п.
Наконец, из последних "достижений" городской власти в этом смысле можно как пример откровенного издевательства и насмешки привести покупку 10 трамваев за 7 млн руб. Это подавалось, как "модернизация" транспорта города. На самом деле старые трамваи когда-то принадлежали обанкроченному МУП "Челябэлектротранс", были арестованы и изъяты по суду в пользу лизингодателя и вот теперь этот же хлам вновь вернется на городские линии уже в качестве "модернизированных" вагонов. То есть в буквальном смысле слова мэрия второй раз купила собственное старое имущество, а чиновники радостно отчитались о пополнении подвижного состава!
Вы что-нибудь понимаете, дорогие читатели? И большинство жителей миллионного Челябинска видит за всем этим никакие не "благоустройство" и "развитие", а старые привычные схемы распила и вывода средств из дефицитного городского бюджета. Плюс полную потерю контроля и управляемости над многими процессами в городе, процессами, которые были запущены, возможно, еще прежними руководителями (Тефтелев, Елистратов и Кo), но которые по каким-то причинам так и не были остановлены и не были исследованы нынешней администрацией.
22 октября новоиспеченный губернатор Алексей Текслер, по примеру федерального министра Орешкина или ямальского главы Дмитрия Артюхова, не поленился лично сесть за руль "Лады X-Ray" и проехался с инспекцией по городским дорогам. Отремонтированным участкам, в этом году отремонтированным, при этом надо учесть, что Челябинску на ремонт дорог в 2019 году досталась рекордная сумма за последние годы. Это и федеральные, и областные, и городские средства. Комментарий Текслера по результатам этого вояжа, как передают те, кто слышал, сводился к тому, что печатных слов у него нет, а непечатно выражаться перед представителями СМИ он не хочет. Хотя, наверное, стоило…
Напомним, что все перечисленные нами выше люди (за исключением Текслера, он появился в Челябинске в марте) в той или иной степени участвовали в подготовке к проведению саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске. Подготовке, которую они благополучно завалили, да так, что международные мероприятия, запланированные для Челябинска, чиновникам Администрации президента срочно пришлось переносить в Санкт-Петербург и другие локации.
Вы еще помните все эти обещания по поводу достройки двух конгресс-холлов, отремонтированных дорог, создания новых городских пространств, создания новой по сути набережной, обновления городского транспорта, в том числе электротранспорта, и прочее, и прочее?
Эти, с позволения сказать, "градоначальники" умудрились довести центральный район миллионника, там, где сами сидят и работают, до ручки в буквальном смысле слова, однако, как дятлы, повторяли о мощном развитии и даже "наследии саммитов", которое останется, мол, горожанам.
Резюмируя, приведем небольшое наблюдение из собственного опыта общения с людьми и просто знакомыми. Все чаще сегодня люди спрашивают: а кто у нас мэром сейчас? И начинают перечислять фамилии, начиная с Тефтелева. Называют даже Текслера. Редко кто настолько погружен в ситуацию, что с первого раза назовет фамилию врио градоначальника, то есть Котовой. Из собственного опыта опять же заметим, что такого не было ни при Вячеславе Тарасове, ни при Михаиле Юревиче (в бытность его мэром), ни даже при сити-менеджере Сергее Давыдове. Люди знали точно, кто главный в Челябинске, естественно, многие ругали мэра, так уж заведено, иногда по делу, иногда нет, но правильно называли фамилию градоначальника.
Но сегодня рядовой обыватель даже не знает правильную фамилию человека, который руководит миллионным городом и огромным городским хозяйством! Это точно впервые в истории города, и представляется, что виной, в том числе всем лишь слегка нами обозначенным безобразиям, именно что кулуарная система "выборов". Система, при которой некие люди якобы по каким-то деловым и прочим качествам отбирают на высокий пост откровенного временщика, который (или которая) лишь волею судеб оказался в нужной колоде. И которого (которую) при желании можно так же быстро удалить из колоды, вспомним бесславный конец "градоначальника" Елистратова. И дело здесь не в фамилиях или персоналиях, а именно в отсутствии права граждан самим решать, кто, как и сколько ими должен управлять.
Остается надеяться, что губернатор Текслер вернется к своим обещаниям и тем самым вернет гражданам право избирать напрямую руководителя города. А заодно и право избирать не 170 ненужных депутатов райсоветов, а полноценных 49 депутатов городской думы, как было начиная с 1990-х гг.
Впрочем, быстрого решения, конечно же, никто и не ждет, спасибо, хоть намерение "подумать" было высказано…