Что сторожит "Сторож"?
Мрачная, но красивая лента Юрия Быкова вышла в киноНа большие экраны в России вышел фильм Юрия Быкова "Сторож", истории режиссера всегда вызывают широкий резонанс, много обсуждений в среде критиков и живой отклик среди зрителей. В этой картине он не обошелся без своего любимого персонажа – одинокого и самобытного героя, который противостоит всему миру. В "Дураке" он пытается этот мир спасти, в "Заводе" – изменить, в "Стороже" – опустил руки и от мира ушел, но тот его настиг даже в заснеженном безлюдном лесу. На самом деле главным действующим лицом этой драмы будет не ушедший в своеобразный скит сторож, а попавший в его мир бандит по имени Стас.
На предпремьерном показе режиссер признался, что сделал фильм про трех архетипических героев современной реальности: Вера – это женщина, которая в молодости "вышла замуж за деньги" – что не является, конечно, проституцией в чистом виде, но если вы взялись играть в архетипы, то такой образ восходит чуть ли не к раскаявшейся Марии Магдалине, Вера теперь тоже раскаивается и считает, что все выпавшие на ее долю страдания – это плата за каждую незаконную копейку, принесенную мужем. "Мистический брак с царственной богиней мира символизирует полное господство героя над жизнью; ибо женщина есть жизнь, а герой есть познавший ее господин, – пишет об архетипическом образе женщины Джозеф Кембелл в настольной книге современных кино-творцов "Тысячеликий герой".

Герой, который стремится не столько познать, сколько захватить саму жизнь – ее муж, Стас, по признанию автора фильма, "архетип человека, который хочет иметь все". Вообще-то это типичный герой мифа "путешествие за золотым руном" – каждый такой персонаж, конечно, хочет иметь все, но у Быкова приключения героя уже закончились, и закончились плохо – теперь придется расплатиться и никак уж не теми "копейками", а чем-то более ценным. Что касается сторожа – Быков называет его "человеком, который опустил руки". Но почему он именно сторож и что же он сторожит?

Поскольку понятие архетипов куда древнее и глубже, чем наша эпоха, именуемая режиссером "реальностью", то и эту повесть можно рассмотреть на разных уровнях. У Быкова сложный и интересный киноязык, но символизм, появление "двойников" персонажей не замедляют темпа и только обогащают сюжет. Также автор играет с говорящими именами. Главная героиня здесь носит имя Вера, а главный злодей скрывается под фамилией Богатов. Может быть, это покажется слишком примитивным анализом, но у Быкова доминирующей линией в творчестве всегда была борьба с меркантильными ценностями – в "Дураке" коррупция политиков, в "Заводе" – олигарх, потому и здесь такой расклад никого не смутил бы, но на самом деле основное зло – не какой-то там Богатов, который должен предстать перед нами в архетипическом смысле людоедом-циклопом, нет, здесь он даже скорее "бог", карающий и милующий по своему усмотрению, но неизбежный, как сама смерть. Основное зло скрывается внутри у главного героя, и как он поступит в финале – определит, кто же победил.
Фильм имеет кольцевую композицию, начинается он со смерти Бандита и закончится смертью бандита, только в первом случае Бандит – это пес сторожа. У Быкова часто рядом с любимым персонажем появляется собака (дворняга сопровождала и героя фильма "Завод" до проходной), здесь в каком-то смысле собака – это двойник сторожа, ведь пес традиционно охранник. В мифологии, где и хранятся архетипы, врата в потусторонний мир охраняет тоже пес – Цербер. Символично, что в первом же эпизоде мы видим мертвого пса, повешенного рядом с воротами, ведущими на территорию закрытого санатория, что дает понять – ворота больше не находятся под защитой, вы можете сюда попасть, и вскоре, действительно, забор сшибает черный внедорожник, в "потустороннем мире" сторожа появляется женщина, несущая хаос.

Вообще же в архетипичном образе сторожа и кроется и его основная функция, он охраняет границу в потусторонний мир. Коим предстает старый советский закрытый санаторий (здесь опять будет тема "двойничества места": в прошлой жизни персонаж Быкова был хирургом в больнице, в этой – сторож в санатории). Место застыло во времени под снегом, среди леса, но сохранило черты ушедшей советской эпохи (первая аналогия, возникающая при просмотре фильма – перед нами мир постапокалипсиса, когда все вымерли и остался только один человек).
Получается, что санаторий – своего рода "потусторонний мир" нашей реальности и символизирует он другие ценности, именно это сторожит сторож. И вот сторож открывается нам – человек с высокими моральными принципами, он аскетичен в быту, не соблазняется на деньги, когда ему их предлагают, живет отшельником и однажды Стас даже назовет его в шутку "святым", но так ли далека эта шутка от правды?
Оказывается, далека. Сторож сторожит еще и самого себя. Несмотря на аскетичный образ жизни и отказ от материальных ценностей, он все же хранит свои тайны, соблазняется чужой женой, а в начале фильма проявляет слабость и чуть не совершает смертный грех – самоубийство. За что-то в прошлом обрек себя на заточение, он осужденный здесь и он свой сторож.
Персонаж Быкова постоянно мастерит человечков и различных существ из медицинской трубки. Аналогия с творцом была бы слишком сильной, но тем не менее однажды в его мире появляются мужчина и женщина, которые просят у него спасения. Теперь сторож сторожит их. Он будет предупреждать женщину не связываться со "змеем", но, как это типично, "Ева" сделает пару роковых звонков. После первого в повествовании появляется некто Багор – кореш Стаса. На "Кинопоиске" лента демонстрируется с комментариями режиссера, и вот, что говорит Быков про этого персонажа: "Багор – тоже архетип этой реальности. Его можно назвать Человеком, который смеется. Он обаятелен, дружелюбен и привлекателен во всем, но преследует собственные меркантильные цели. Из таких, как он, во многом состоит наше общество".

На самом деле в литературе такой персонаж называется "двойником", он тот самый архитепичный "злой-брат-близнец" главного героя, Трикстер. Недаром его и описал сам Быков как "джокера", смеющегося человека, в фольклоре и религии — это демонически-комический дублер культурного героя, наделенный чертами плута, озорника. Как и сам Стас, "Трикстер" – тоже человек, который хочет иметь все, между ними нет большой разницы, но он должен по правилам жанра сыграть свою злую роль – через "обман" привести к позитивному эффекту. И действительно, как только герой поверил плуту – получил смертельную пулю. После встречи со своим двойником герой близок к смерти, спасает его именно сторож – операция в санатории своего рода инициация–- это "позитивный эффект", Стас должен либо умереть, либо измениться. Кого же охраняет теперь сторож? Героя, который должен сделать свой последний выбор.

Российские войска ведут наступление на всех направлениях
Путину доложили об освобождении городов Димитров и Гуляйполе
Следком раскрыл подробности по делу о провалившемся под лед автомобиле
Ликвидирован террорист-организатор нападения на Курскую и Брянскую области
Правительство России увеличит финансирование программы льготных агрокредитов
В Свердловской области во время пожара погибли двое мужчин
В Ноябрьске у самолета из Екатеринбурга выявлена некорректная работа шасси
Летать в России станет еще дороже
Креатив Госдумы так и прет: про букмекеров и депутатов
Вот это "Вызов"