Мэр города, где "много денег": о развязках, общественном транспорте и Варламове
Тюмень пятый год подряд стала "лучшим городом России по качеству жизни". Однако в рейтинге блогера-урбаниста Ильи Варламова заняла только 46 место из 70 с формулировкой "есть много денег и возможностей, единственное, чего там не хватает – толкового руководителя". Журналист Накануне.RU на полях проходящего в Екатеринбурге форума 100+ пообщался с мэром "лучшего города на Земле" Русланом Кухаруком и выяснил, как он относится к рейтингу Варламова, зачем в городе повышают цену на проезд в общественном транспорте, из-за чего приоритет отдан общественному, а не личному транспорту и о многом другом.
– В Тюмени вскоре снова повысится стоимость проезда в общественном транспорте. Почему это необходимо?
– Повышение цены прописано в изданных два или три года назад документах. Там говорится, что это будет происходить поэтапно и ежегодно. Когда изначально принимался проект, было экономическое обоснование, обсуждение. Мы не ориентировались на цену проезда в Москве или Санкт-Петербурге, речь идет о том, что перевозчик несет затраты, надо обновлять подвижной состав. Тюмень – один из лидеров по возрасту автобусов, у нас каждому из них – четыре с половиной года. Мы понимаем, что в цену проезда заложены не только зарплаты сотрудников, но и расходные материалы для перевозок, а также нужно покупать новые автобусы, которые были бы низкопольными, оборудованными видеокамерами, чтобы за проезд можно было рассчитываться картой.
– Взаимосвязано ли внедрение различных технологий "умного города" и повышение цены на проезд в общественном транспорте?
– Не надо воспринимать "умный город" так узко – это большая система из нескольких компонентов. В своем докладе на круглом столе я обратил внимание на активно развитый общественный транспорт в Тюмени и управление им. Мы ориентируемся на те модели, которые упрощают жизнь горожанам, помогают при общении с городской средой, получении государственных или муниципальных услуг – на это направлен "умный город".
Пассажир может зайти в приложение "Тюменский транспорт" и посмотреть, где едет нужный ему автобус, проложить путь по-другому, оплатить поездку банковской или транспортной картой, причем с прошлого года при оплате картой проезд дешевле. Можно даже чип зашить в брелок, у каждого кондуктора если валидаторы.
Комфортный проезд в общественном транспорте – сложный процесс. Видеокамеры, помогающие сориентироваться водителю, когда закрывать дверь, – это одно. Кондиционер в салоне и возможность пассажиру зарядить телефон – другое. "Выделенка" для общественного транспорта – третье. Качество обслуживания – четвертое, и это для нас – ключевой момент при выборе перевозчика.
Человеческий фактор при оплате проезда не исключен, однако в каждом случае надо подходить индивидуально. Когда прошлой зимой были сильные холода, в соцсетях писали о том, что у школьника "не прошла" оплата билета, он вышел на одной из остановок, после этого было определенное переживание. После этого мы от всех подрядчиков требуем подходить индивидуально – оплата проезда несоизмерима с возможными последствиями, когда возможна угроза жизни и здоровью наших юных и не только пассажиров. Здесь речь не идет о том, что кто-то воспользуется услугой бесплатно – мог произойти сбой, родители могли не пополнить карту вовремя. Наоборот, другие пассажиры приходят на помощь и платят за детей.
– Каждый город по-своему развивает общественный транспорт и дорожную сеть. Например, в Челябинске широкие проспекты, но они все равно стоят в пробках. Как в Тюмени удалось достичь комфорта для общественного транспорта, например, выделения для него отдельной полосы?
– Сделать город комфортным для общественного транспорта и разгрузить артерии можно по-разному. Даже если ты заложил в градостроительную документацию широкие проспекты, где есть несколько полос для транспорта в каждую сторону, в итоге население города растет, за ним увеличивается количество машин. Получается, какими бы широкими ни были дороги, пробки все равно будут.
Мы, понимая это, пошли научным путем. Подрядчик, Тюменский индустриальный университет, проанализировал сложившуюся ситуацию, транспортные артерии и передвижение по ним транспорта, строительство новых дорог и развязок. Был изучен опыт развития по всему миру трех типов городов. Тех, где уже сложилась инфраструктура, тех, где строят новые микрорайоны, и тех, где автомобилей примерно столько же, сколько в Тюмени.
В качестве субподрядчиков приглашали более компетентные в ландшафтном дизайне или разработке и продвижении брендбука организации. Например, дополнительный продукт, полученный в рамках этого контракта, – "Тюменский транспорт". Работала большая рабочая группа – художники, архитекторы, дизайнеры и другие специалисты.
В результате приоритет отдан общественному транспорту. Также создана разветвленная сеть велодорожек, где велосипед – полноценный вид транспорта, а не средство досуга или здорового образа жизни. Сезон для его использования у нас небольшой, но с учетом удобно расположенных велостанций этот транспорт может конкурировать с общественным.
Выделенная линия позволяет быстро добраться из одного конца города в другой. Не надо думать о том, где оставить машину. Мы анализируем точки притяжения к различным транспортным узлам, чтобы дальше развивать общественный транспорт. Это – часть большой программы, чтобы разгрузить город.
Однажды на форуме 100+ выступал бывший главный архитектор Барселоны. Он рассказал о том, что когда в этом городе решили передать часть полос дорог пешеходам, сначала был шок, а потом начало меняться сознание людей. Переключение позиционирования города с автолюбителей на пешеходов – мировой тренд, нам надо идти таким путем, чтобы сделать больше пространства для отдыха, комфортной жизни горожан.
– Кстати, о дорогах и развязках. Много вопросов было к строительству дороги у коттеджного поселка Комарово. Есть ли какие-то подвижки?
– Главное управление строительства Тюменской области (ГУС) – модератор урегулирования этой ситуации. Было несколько локальных вопросов – строительно-монтажные работы, а есть то, что обращено в будущее. Жители города смотрят на документы стратегического планирования и видят, как новые объекты повлияют на окружающую территорию.
Было два вопроса, связанных с корректировкой проектной документации, планировки. Это – дело муниципалитета, мы взяли в работу, вместе с ГУС корректируем планировку подъездных путей, пересмотрены магистрали. Мы понимаем, что те решения, которые были заложены, в данном конкретном месте и не должны были появиться. Чтобы не было никаких сомнений, что именно в этих границах не появится объект, мы проект сократим.
Создана рабочая группа при ГУС, куда входят представители инициативной группы. Ориентир – те решения, которые воплощаются, должны быть реализованы с учетом всех правил. Те, чьи участки расположены рядом с дорогой, не должны страдать.
– На состоявшемся в Тюмени 25 октября совещании по реализации нацпроектов, которое провел полпред президента в УрФО Николай Цуканов, говорили об очистке озера Алебашево. Почему срок сдвинут на 2022 год?
– Как городская администрация мы заинтересованы в том, чтобы очистка прошла максимально быстро. Тогда мы сможем приступить к следующему этапу – благоустройству прилегающей территории и воплощению тех планов, о которых мы договорились с бизнесом и жителями. Тот событийный парк Алебашево, который представляли на нескольких площадках, и то, что сегодня презентует Агентство стратегических инициатив в рамках проекта "100 городских лидеров", мы можем вести параллельно с разработкой проектной документации на благоустройство, включение в него сцены, спортивной зоны, площадки для общепита. Мы надеемся, что удастся это "запараллелить".
Что касается сроков очистки, есть методика такого рода мероприятий. Тот срок, который есть, сложился после того, как непосредственно занялись очисткой, потребовалось изменить ее способ. Вопрос технический, связан именно с выполнением работ. Теперь можно будет параллельно разрабатывать документы и чистить озеро.
– В Тюмени в разное время разгорались скандалы из-за попыток общественников запретить концерты тех или иных исполнителей. Как считаете, запрет – действенная мера или родители должны сами решать, куда отпускать детей?
– У нас есть законодательство, которое определяет, что запрещено или ограничено, какую информацию не следует распространять. Мой подход здесь таков: если что-то не соответствует закону, нужно применять меры. Вопрос применения права.
– Блогер Илья Варламов составил рейтинг из 70 городов, в котором Тюмень получила 46 место. В комментарии он отметил, что "в Тюмени много денег, но используются они плохо". Что думаете о такой оценке?
– Любого рода рейтинг имеет своих инициаторов, критерии оценки. Есть много различных рейтингов, их составляют представители частных организаций, девелоперов, научного сообщества, общественников, органов власти. Например, пятый год подряд Тюмень признана лучшим городом России по качеству жизни, этот рейтинг составлен на основании мнения экспертов, жителей. Надо разобраться в позициях, с которых оценивал Варламов. Если мы говорим о мнении опытного эксперта, всегда можно извлечь то, что можно применить. Если то или иное мнение можно взять на вооружение, применить в своей работе, надо относиться к нему соответствующе.