Обратно в 90-е? Губернаторам сулят усиление конфликтов с муниципальными элитами
Специалисты Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) готовят к публикации новый рейтинг влияния глав российских регионов. Накануне.RU ознакомилось с документом, обратив внимание на ряд важных трендов, зафиксированных по итогам октября 2019 года.
В аналитическом докладе генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов выделяет пять важных факторов, которые влияют на позиции региональных руководителей и учитываются федеральным центром в его политике по отношению к главам. Безусловно, в свете недавнего Госсовета, это, во-первых, проблемы здравоохранения в регионах и реализация соответствующих госпрограмм и нацпроекта. Второе – развитие спортивной инфраструктуры на местах. Третьим становится создание в российской глубинке научно-образовательных центров по типу "Сириуса". В 2019 году пилотные проекты в данном сфере реализуют Пермский край, Белгородская, Кемеровская, Нижегородская области и консорциум Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
Четвертый, очень важный тренд, совершенствование контрольно-надзорной деятельности. Процитируем вывод АПЭК: "Внимание Кремля к этой теме в перспективе может способствовать изменению конфигурации влияния и на региональном уровне. Важное значение может иметь эксперимент по созданию единой службы контроля, в которой будут сосредоточены все виды регионального надзора".
Пятый из выделенных АПЭК трендов в региональном управлении и политике мы недавно специально разбирали, речь, конечно же, о выдвижении 13-ти руководителей субъектов на посты секретарей региональных отделений "Единой России". Выводы и АПЭК, и привлеченных ранее нами экспертов однозначны – в Администрации президента пытаются усилить позиции "ЕР" как системообразующей политической структуры накануне выборов в Госдуму в 2021 году.
Нам показался очень интересным и очень важным еще один обозначенный в пока неопубликованном исследовании АПЭК тренд. Снова цитируем: "Рост интенсивности протестных кампаний против муниципальных реформ будет наблюдаться весной 2020 года".
К этим реформам в АПЭК прежде всего отнесли укрупнение муниципальных образований. Среди регионов, где в сентябре 2019 года состоялись губернаторские выборы, критика в отношении подобных планов заметно усилилась, например, в Курганской области. Степень политических издержек для губернаторов при реализации подобных планов оказывается тем выше, чем выше уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований и лоббистских возможностей местных элит. Так, для руководства Приморского края вероятность более активного сопротивления муниципальных образований таким планам несет больше рисков, чем, например, для команды губернатора Курганской области.
А мы бы вспомнили в качестве еще одного свежего кейса сопротивления местных элит планам кремлевских назначенцев протестную активность в столице Калмыкии Элисте, явно инспирированную муниципальными кланами в борьбе против Бату Хасикова. Избравшегося, напомним, на выборах лишь в сентябре с едва ли не лучшим результатом среди коллег-губернаторов. Формально причиной противостояния является приглашение Хасикова руководить столицей республики Элистой и.о. Дмитрия Трапезникова, который ранее не имел отношения к калмыцким делам и элитам, зато имел отношение к… Донбассу. Впрочем, эксперты АПЭК все-таки прогнозируют снижение протестной активности в Элисте к концу года, но подобные вспышки противостояния властей регионов и муниципалитетов имеют место и в ряде других субъектов.
Мы не будем публиковать целиком рейтинг влияния глав российских регионов, ограничившись лишь первыми 20-ю персоналиями, которых определяют, как лидеров с "очень сильным влиянием". В принципе, тройка лидеров этого списка не меняется на протяжении ряда лет в любых подобных исследованиях – это, конечно, мэр Москвы Сергей Собянин, это руководитель Чеченской республики Рамзан Кадыров и глава Татарстана Рустам Минниханов.
Далее интереснее, на 4-ю позицию в октябрьском рейтинге АПЭК поднимается губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, пятую строчку (опять же традиционно, позиции в разных рейтингах могут меняться на строчку выше или ниже) занимает губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Из уральских руководителей субъектов, попавших в группу "очень сильное влияние", следует отметить Александра Моора (Тюменская область, 7 позиция), губернатора Югры Наталью Комарову (11 строчка) и Дмитрия Артюхова из Ямало-Ненецкого АО (19 позиция).
Добавим пятерку "отстающих" в составленном АПЭК рейтинге, некоторые причины для столь низких позиций мы обозначали выше (ситуация в Элисте, впрочем, пока не "перегретая" до того, чтобы серьезно угрожать позициям руководителя субъекта) и чуть ранее в специальном обзоре по возможным весенним отставкам.
Итак, пятерка аутсайдеров рейтинга АПЭК выглядит следующим образом:
- Бату Хасиков (81-я строчка);
- Игорь Орлов (82, Архангельская область);
- Александр Левинталь (83, Еврейская АО);
- иркутский губернатор Сергей Левченко (84);
- Владимир Сипягин (85 место, Владимирская область).
Причины для таких позиций руководителей, естественно, в каждом субъекте самые разные, однако, о вероятной отставке весной 2020 года Орлова, Левинталя, возможно, Левченко, говорили и говорят практически постоянно.
Накануне.RU попросило прокомментировать один из обозначенных и, как нам кажется, интересных трендов представленного исследования профессора Высшей школы экономики, члена Общественной палаты Москвы Олега Матвейчева. Речь о прогнозе на рост интенсивности протестных кампаний на региональном уровне весной следующего года.
"Главным поводом для внутриэлитной напряженности в регионах оставались в октябре противоречия между властями субъектов Федерации и муниципальными элитами", – говорится в свежем исследовании АПЭК.
"Если вспомнить недавнее прошлое, 90-е и самое начало "нулевых", то буквально по всей стране наблюдалось противостояние уровня глав субъектов – глав муниципалитетов. Классический пример в этом смысле – Екатеринбург, где губернатор Россель перманентно "воевал" с главой Чернецким, а тот – с губернатором и его командой. Сегодня этого, конечно же, нет и не думаю, что в целом это возможно. Ну есть какая-то активность сейчас в Элисте у Хасикова, и что? Я не вижу какого-то тренда или тенденции для других регионов, этого просто нет!" – говорит собеседник.
По словам Матвейчева, в 90-е противостояние элит на местах во многом провоцировалось из… Администрации президента. "Работал в АП такой небезызвестный член команды Чубайса Борис Минц, он сейчас сбежал в Лондон, а с 1996 по 2000 гг. он возглавлял целое управление в Администрации президента по местному самоуправлению. И он прямо говорил мэрам – идите к нам, жалуйтесь, если вам что-то недодал губернатор. Такая внутренняя политика была, разногласия использовались как рычаг давления на региональных руководителей, региональных "баронов". Но сегодня этого, повторяю, нет и в помине, все тихо и спокойно", – утверждает Олег Матвейчев.
Да, пока происходящее едва ли тянет на аналогии с 90-ми, но звоночки для региональных элит звучат все чаще, помимо Элисты, за последнее время можно вспомнить и то, что произошло на Среднем Урале, где мэр Краснотурьинска пожаловался на урезание бюджета из-за "плохого" голосования на выборах за Антона Шипулина. Глобально причины для "муниципальной фронды" есть и усиливаются – роста экономики не наблюдается, зато на места спускаются все новые и новые нацпроекты, оптимизации и реформы, как уже упомянутая единая служба контроля.
Подытоживая вышеизложенное, заметим, что на сегодняшний день по-видимому, для чиновников Администрации президента важнейшими внутриполитическими событиями рассматриваются, во-первых, плановая ротация глав регионов в будущем году (для 16 глав предстоит либо переизбираться, либо покинуть пост), а также подготовка к выборам в нижнюю палату парламента в 2021 году. Вряд ли прогнозируемая экспертами АПЭК волна внутриэлитных противостояний весной будущего года будет способствовать этим планам и, соответственно, скорее всего будет "давиться" из Кремля в превентивном порядке.