Station Marx: призрак марксизма бродит по Уралу
Спецпроект ЖЗЛ [жизнь замечательных левых]Левые силы, решительно размежевавшись ещё в 90-е и долго будучи разобщёнными, пока так и остаются в раздробленном состоянии. Очередную попытку организовать марксистов предприняли ведущие одного из самых популярных левых Ютюб-каналов – Station Marx. Фёдор Мухин и Мария Тереза прочли в Екатеринбурге лекцию на тему "Что ждёт российские СМИ?". Однако состоялась не просто встреча с подписчиками. Множество горожан собрались, чтобы узнать о создании нового объединения – Союза марксистов (далее – СМ). Корреспондент Накануне.RU тоже побывал на мероприятии и узнал о настроениях в левом движении – нужно ли возрождать Советы, за кого "топит" коммунистическая молодёжь – за Сталина или Троцкого и о многом другом.
Небольшой арендованный зал был заполнен до отказа – стульев хватило не всем, но пришедшие мужественно простояли все два часа лекции. Собралась в основном молодёжь, но пришли также несколько людей зрелого возраста – в основном из местного отделения Объединённой коммунистической партии. Вообще в зале было много активистов самых разных организаций, небезразличных к марксизму – "Левого фронта", РСД, "Коммунистов России" и других. Публика выглядела больше "разночинно"-интеллигентской, нежели пролетарской.
Мария Тереза начала с рассказа о профессиональном опыте, особо отметив две главных проблемы федеральных СМИ – игнорирование проблем внутренней политики и цензура, которая сейчас называется "редакционной политикой" . "О потерях солдат в Сирии говорить нельзя было, год назад была ситуация, когда молодой человек пришёл в Архангельске в ФСБ, взорвался и оставил политическое письмо. Цензуру прошла одна строчка, остальное не прошло", – рассказала она.
Работу в традиционных СМИ осложняет закон, фактически запрещающий расследования. В стране есть много тем для расследований, но проводить их, не нарушая многие и многие наложенные на такую работу ограничения, невозможно.
Фёдор Мухин отметил, что СМИ являются мощнейшим оружием, но они находятся в определённых руках. Сейчас же появился запрос на альтернативное мнение: "Если вашей забастовки не было в СМИ – её не было, если на вашем митинге не было журналистов – вашего митинга не существовало – вы просто вышли, потратили время, деньги, простудились".
Ведущие рассказали об опыте Station Marx, когда им удалось наладить работу корреспондентов-добровольцев на местах, и тем самым не зависеть от контрактов, которые довлеют над официальными СМИ. Общую идеологическую повестку помогла наладить работа в кружках, а связь с профсоюзными "органайзерами" дала непосредственную смычку с рабочим движением. Так в итоге и получился Союз марксистов.
Какую форму примет этот союз, пока непонятно. Зарегистрироваться в качестве политической партии по закону крайне сложно, а организация НКО имеет ряд минусов.
С бедственными условиями работы официальной прессы, пожалуй, согласились все присутствующие, однако собравшихся будоражили и более глобальные вопросы – "Сталин или Троцкий?", "Тот ли сейчас пролетариат, что при Ленине?", "Соратники ли учителя и врачи в борьбе за дело рабочего класса?"
Мария Тереза рассказала о двух аспектах теоретической работы Союза марксистов. Первый включает наработки по кружкам, по их ведению и созданию общей программы, предусмотрен базовый курс, который рассчитан на 10 лекций. Этот курс будет реализовываться уже в новых кружках, когда люди будут вступать в Союз марксистов.
Второе направление – это как раз написание "программной" статьи о том, что такое пролетариат сегодня, был ли социализм в СССР и т.д., то есть по вопросам, вызывающим самые ожесточённые споры.
Пока статья не написана, но основные подробности узнать удалось – СМ ни за Сталина, ни за Троцкого. И тот, и другой, по мнению выступающих, действовали в объективных условиях, и их не нужно ни превозносить, ни демонизировать. "Мы не сталинисты и не троцкисты, потому что считаем это тупиковыми путями и не считаем, что нужно говорить "или/или". Мы считаем, что роль Сталина велика и многое из того, что он сделал, было действительно важным, но нужно критически относиться как к личности, так и к работам. То есть не принимая на веру то, что если подписано Сталиным, то это верно и точно", – сказала Мария Тереза.
При этом, конечно, не стоит пытаться дружить абсолютно со всеми, в частности, идеологам СМ не близка программа "Политштурма". Там учителя и врачи называются бюрократами и служащими, а потому не соратниками в деле освобождения рабочего класса. В СМ считают, что в настоящее время и учителей, и врачей больше, чем в XIX веке, и они уже представляют собой довольно многочисленную категорию наёмных работников, поэтому и игнорировать их нельзя.
В дискуссиях о пролетариате, кажется, ни разу не упоминался термин "диктатура пролетариата", больше говорилось о "социализме", но каким образом его достичь – осталось неясным. Слушатели интересовались тем, как СМ относится к профсоюзному движению и что видит своей конечной целью – коммунизм или социализм. "Мы за социализм как один из этапов, а далее коммунизм – всё по классике", – объяснил Фёдор Мухин.
Что профсоюзы, что Советы, по мнению СМ, могут быть, в зависимости от условий, либо прогрессивной, либо, наоборот, тупиковой формой организации.
Ближе к окончанию встречи слово взял ветеран свердловского левого движения – председатель областного Совета межрегиональной общественной организации "Объединение коммунистов" Николай Олянич. Он поприветствовал инициативу создания СМ, рассказал о необходимости борьбы с "Ельцин-центром" и возвращения на Плотинку Краснознамённой группы.
"Передайте москвичам, что екатеринбуржцы в этом вопросе действуют слаженней, и обращаюсь к молодёжи. Вы про совет говорили, а у нас координационный совет [трудящихся Свердловской области] с 92-го года работает и мы его обновляем сейчас", – рассказал он.
По итогу осталось неясным, как именно СМ поведёт левое движение к светлому будущему, но очевидно, что и запрос на левые идеи, и на информацию, альтернативную той, что подаётся официальной прессой, в обществе действительно есть.
А пока призрак бродит по Уралу – призрак Союза марксистов. Вскоре пообщаться с создателями СМ смогут жители Челябинска и Магнитогорска, а потом – Орска, Оренбурга и Уфы.
***
Еще материалы спецпроекта ЖЗЛ [жизнь замечательных левых]:
- "Мы жили в мире постмодерна, развлекались, как могли". Максим Шевченко
- "При Путине ничего не поменялось. А мы все про Троцкого". Николаq Платошкин
- "Сегодня с плакатом – завтра… с адвокатом". Интервью с Дмитриq Аграновский
- Константин Семин: Рабочий класс видел всех в гробу
- Эдуард Лимонов – о магии Путина и "временном" возвышении власти над народом
- "Я был одиноким, таким и остаюсь". Александр Проханов
- Захар Прилепин: Хутор – это моя личная попытка что-то исправить
- "Советская команда – беспоповцы, а РПЦ – инородная церковь". Александр Пыжиков
- "Борьба за власть — это риск, кровь, лишение привилегий, а не когда много денег и депутатов". Дарья Митина
- "С 1965 года началась подготовка людей, у которых вместо головы — рубль". Профессор Попов
- Война и мир "Черного Ленина" Айо Бенеса