Как Россия поддержала проамериканский переворот в Боливии
Николай Платошкин - о политике Кремля и МИДВ Боливии государственный переворот привел к посту главы государства второго вице-президента Сената Жанин Аньес. Эво Моралес, находившийся у власти почти 14 лет, снял с себя полномочия из-за многочисленных митингов. Оппозиция обвиняла его в нарушениях на выборах и вынудила уйти в отставку под давлением армии.
Россия сразу же отреагировала – МИД заявил, что уход боливийского президента произошел по лекалам срежиссированного госпереворота. Однако не прошло и недели, как Москва признала Жанин Аньес временным президентом Боливии.
Теперь же Моралес, получивший убежище в Мексике, заявляет, что страна находится на грани гражданской войны. И что будет, если она начнется? Какой будет реакция России? Telegram-канал "Футляр от виолончели" напоминает, как происходили эти события, и отмечает, что это не первый провал внешнеполитического ведомства:
"Президент Боливии Эво Моралес после встречи с Владимиром Путиным назвал того "братом", отдал России контракты и допустил к разработке гигантского месторождения лития. Когда в Боливии произошел вооруженный переворот, российский МИД сразу сдал Моралеса, признав свержение "брата" и легитимность путча. Сергей Лавров работает министром 15 лет. За это время МИД допустил серию унизительных провалов", – пишет канал.
А гражданская война наверняка начнется, и Москве следовало бы поучиться у Моралеса, а не предавать его таким образом, считает бывший дипломат, политолог Николай Платошкин. Он поделился своим мнением с Накануне.RU.
– Почему, на ваш взгляд, МИД РФ все-таки признал Жанин Аньес? Была ли в этом необходимость?
– Я считаю, что нам не нужно признавать новое правительство Боливии, потому что оно вообще незаконное, даже по конституции этой страны. Аньес – второй вице-президент Сената. А процедура должна была быть такая: президент уходит в отставку, на его пост вступает вице-президент – тот ушел вместе с Моралесом, заступает президент Сената – тот тоже ушел. У него два заместителя – два, хочу подчеркнуть – причем, один "первый" – он от правящей партии Моралеса, у которой большинство в Конгрессе в обеих палатах, и вторая – вот эта Жанин Аньес. Это тихий ужас.
Она себя провозглашает президентом, ее на вертолете доставляют в столицу страны, но самое главное в другом – по конституции, ее сначала должен парламент утвердить. Ее же парламент не утвердил! Парламент отказался собираться, потому что там большинство сторонников Моралеса, кворума нет.
Получается, она сама себя провозгласила президентом, назначила нового командующего вооруженными силами, назначила новое правительство.
– Протесты разгорелись из-за нарушений на выборах – это реальная причина, на ваш взгляд?
– Моралеса ненавидела белая олигархия за то, что этот "негодяй индеец" посмел там возглавлять страну. Вот смысл в чем. Собственно, Моралесу на выборах противостоял бывший президент Боливии, который вынужден был уйти в отставку, когда они повысили в 2003 году цены на газ для населения и снизили налоги для крупных газовых компаний. Тогда он ушел в отставку, были назначены выборы, победил Моралес. Теперь идет реванш.
И первое, что сделала президент Аньес – она отказала в признании правительства Венесуэлы, разорвала с ними дипломатические отношения, признала Гуаидо, которого даже европейские страны не признают президентом. Это откровенно проамериканский переворот. И Моралеса отправили в отставку военные, которые заявили, что он должен уйти – это военный переворот.
– То есть с выборами все было нормально?
– Моралес на свободных выборах набрал 47%, лидер оппозиции набрал 36,8%. Почему это важно? Потому что, по боливийским законам, когда выборы президента решаются в один тур? Первый вариант – когда любой кандидат набирает более 50%, это так везде. Второй – это боливийская особенность – президент считается избранным в первом туре, если он набрал от 40% до 50%, а ближайший его соперник отстал на 10% и более. То есть Моралес набирает 47%, бывший президент 36,8% – в результате это один тур. Оппозиция начала орать, что это было неправильно.
Моралес заявил – хорошо, давайте пойдем на второй тур. Так его же взяли и сняли… И сейчас парламент бездействует, он никого не утверждал, в пригородах столицы беспорядки, и почему мы должны признавать какую-то самозванку? Я вообще не понимаю…
– Более того МИД РФ сначала сказал, что отставка была результатом срежиссированного госпереворота. Почему такие разные заявления за такой короткий срок?
– Позиция Рябкова и Лаврова меня просто бесит… Там же Путин заявил, что нам все равно, кто будет в Боливии, мы с кем угодно будем работать. Ну это что за политика вообще? Вот у такой страны будут друзья когда-нибудь, если мы говорим, что нам, в общем-то, все равно, что у вас там происходит?
Надо МИД закрыть на замок амбарный тогда. Американцам не все равно, правительствам ЕС – не все равно, только нам. При этом у одного "Газпрома" там подвешено контрактов больше, чем на миллиард долларов. А Боливия – это вторая по величине запасов газа страна в Южной Америке после Венесуэлы, по запасам олова – первое место, по запасам лития, без которого не может быть ни один аккумулятор сделан – тоже первое место.
Ну если нам наплевать – у нас друзей-то никогда не будет. Потому что, если мы не поддерживаем дружественные правительства, то они почему должны с нами сотрудничать?
– Тем более, Моралес ведь не просто находился на посту – за ним останутся экономические достижения?
– Моралес – живой пример для всей нашей шпаны, вроде Кудрина, Набиуллиной и прочих. Они как говорят – зарплаты нельзя повышать, потому что будет инфляция. Моралес поднял зарплаты в два раза в среднем – с $270 до $600. Минимальная оплата труда – $300. При этом инфляция 2%. Бюджет полностью профицитный – это вообще впервые в истории Боливии, такого вообще никогда не было. Золотовалютные резервы благодаря Моралесу выросли за 15 лет в 15 раз – с одного миллиарда до 15 миллиардов долларов. И вот есть наши либералы, которые говорят, что в Венесуэле все плохо, но в Боливии-то все хорошо!
И ведь Моралес это как сделал – он поднял вывозные пошлины на газ и снизил цены для населения. Вот это их бесит – они хотят наоборот, как у нас, чтобы население за все башляло, а они нет.
– Теперь Моралес говорит, что в стране может начаться гражданская война…
– И мне кажется, что она начнется…
– Тогда будет ли в этом отчасти вина и России?
– Я бы не сказал, что это прямо вина России, но наше руководство могло бы предотвратить военный переворот в Боливии – это точно. Ведь технология была какая? Кто, собственно говоря, обвинил Моралеса в фальсификации выборов? Некая организация американских государств со штаб-квартирой в Вашингтоне, которая вдруг взяла на себя роль арбитра – она стала решать, кто в Венесуэле прав. Почему это ООН не должна делать? Почему, собственно, посредники не могут быть другие? Например, Россия и Китай?
Почему МИД молчит? Почему глава ООН посылает спецпредставителем француза? А какое отношение Франция имеет к Боливии, я не понимаю? Почему мы своих кандидатов не предлагаем? Абсолютно тупая пассивность.
Как заявлял Лавров, Россия должна соблюдать спокойствие. Тогда вместо Лаврова нужно назначать министром иностранных дел Карлсона, который живет на крыше и говорит "спокойствие, только спокойствие". Нам такой министр нужен вообще?
– И какими теперь вы видите отношения Боливии и России?
– Если этот бандитский режим там укрепится, то никаких отношений с Россией не будет – будут отношения только с США.