Депутат назвал "расстрелы на полигонах" выдумкой антисоветской пропаганды
Биатлонные стрельбы на месте репрессий – ложная дилемма в Екатеринбурге?Полигон на Московском тракте в Екатеринбурге, который депутат Дмитрий Сергин считает местом расстрела репрессированных, хотят застроить, неподалеку должен появиться биатлонный центр имени Антона Шипулина. По мнению Сергина и ряда других политических и общественных деятелей, недопустимо, если биатлонисты будут стрелять на месте расстрелов. Однако им сегодня на заседании городской думы возразил депутат Александр Колесников. Он сказал, что "советская власть никого на полигонах не расстреливала". Эту информацию подтвердил Накануне.RU начальник Управления архивами Свердловской области Александр Капустин.
Александр Колесников посоветовал коллегам, выступающим с подобными заявлениями, учить историю, он сказал, что "ни у нас, ни в Москве советская власть не расстреливала людей в полях". По его словам, такие версии придумала антисоветская пропаганда.
"Меня возмутил тот факт, что мы говорим только о жертвах "террора", почему мы не говорим о жертвах Гражданской войны? Тогда людей погибло много больше и с той, и с другой стороны. Почему мы осуждаем только коммунистов, а не осуждаем того же военного преступника Колчака? Колчак же не реабилитирован, он является военным преступником по всем законам, потому что много людей им было замучено. Жертвы в "большом терроре" были, этого никто не отрицает, но давайте мы не будем мешать понятия – расстрелы на полигонах не производились", – сказал Колесников.
То, что в лесах, полях не расстреливали людей во время "большого террора", в беседе с Накануне.RU подтверждает начальник Управления архивами Свердловской области Александр Капустин.
"Расстреливали в других местах, для этого были специально оборудованные помещения. Это все сказки, конечно, что вывозили на полигон, заставляли могилы копать и расстреливали. Этого не было на самом деле, расстреливали по-другому, но расстреливали. Расстреливали тех, кого суд и судебные органы приговорили. Кстати, "тройка" – это тоже судебный официальный орган, не внесудебный орган, как было принято считать. В состав "тройки" входил прокурор – так что это тоже судебное решение, по судебным решениям расстреливали", – сказал Александр Капустин.
Напомним, на 12 км Московского тракта построен мемориал, на его сайте сказано, что на территории "12-го километра" якобы находятся останки почти 21 тыс. человек, "об абсолютном большинстве из них мы практически ничего не знаем". При этом тут же указывается, что на памятных плитах нанесены имена 18 475 человек, но расстрелянных не в этом месте, а в Свердловске и впоследствии реабилитированных. Между тем, на площадке строительства будущего биатлонного центра работала госэкспертиза, как сообщается на сайте правительства Свердловской области, никаких останков там найдено не было. Капустин объясняет это тем, что захоронения не были "ровным слоем" по всему периметру уложены, но они где-то "компактно" находятся – где точно, установить, наверное, невозможно. Главное, что, действительно, на полигоне не расстреливали людей.
При этом эксперт говорит, что доподлинно известно – жертвы политических репрессий захоронены именно на 12 км, Капустин в этом убежден, но другое дело, что количество захороненных расходится с количеством упомянутых на мемориальном комплексе, и этому есть логичное объяснение.
"Сколько их там захоронено – это надо считать и исследовать, этим никто серьезно не занимался. Мы всех, кто у нас в "Книге памяти" числится, туда записали, 12 км – это просто памятное место, там находится памятник, посвященный жертвам политических репрессий. Мы просто упомянули всех, кто был расстрелян по тем документам, что есть в наших архивах, но это не значит, что они захоронены именно там", – говорит он.
Чтобы установить, кто конкретно похоронен на Московском тракте, нужно проводить вскрытия и экспертизы или искать соответствующие документы, которых в архивах области нет. Также эксперт не может сказать, где конкретно лежат тела. "То место, которое было обозначено, как памятник жертвам политических репрессий – там находили останки, и принято считать, что это как раз политически репрессированные. Но еще раз хочу сказать, что никто исследованиями не занимался, просто было увековечено это памятное место", – сказал Капустин в беседе с Накануне.RU.
Депутат Колесников говорит, что ряд чиновников пытаются "пропиариться" на теме с массовыми расстрелами и "большим террором".
"Конечно, это все страшилки про то, как расстреливали людей в полях, – подтверждает Капустин. – Когда в фильме "Последний бой майора Пугачева" охранник стреляет в заключенного – это выдумка, причем злонамеренная выдумка. Этого не было никогда, потому что если бы охранник убил заключенного, то его следующего поставили бы к стенке. Заключенный – это человек, это рабочая сила, как бы мы сейчас ни говорили о режиме. Но вот даже те люди, которые были осуждены, и те, которые отбывали наказание – они представляли определенную ценность для государства. Разбрасываться этой ценностью никто бы никому не позволил", – отметил он.
По его словам, "террор" был, но насколько большим он был, уже документально подтверждено – достаточно посмотреть выступление директора ФСБ, который дал интервью в канун столетия службы, где четко были названы цифры, а не Солженицыну, который называет 60-70 млн, а то и сотни миллионов. "Органы НКВД 30-х годов можно обвинить в чем угодно, только не в сокрытии статистики. Статистика была абсолютно точной, и этим цифрам, которые назвал директор ФСБ, доверять можно", – отметил Александр Капустин.
Напомним, как отмечал директор ФСБ Александр Бортников, еще в конце 1980-х годов была рассекречена справка МВД СССР от 1954 года о количестве осужденных за контрреволюционные и иные особо опасные государственные преступления, в том числе за бандитизм и военный шпионаж, в 1921-1953 гг. – 4 млн 60 тыс. 306 человек. Из них к высшей мере наказания приговорены 642 тыс. 980, к ссылке и высылке – 765 тыс. 180.