История "китайских красноармейцев" может привлечь на Урал туристов из Поднебесной
Репортаж Накануне.RUКитайский туризм в России ассоциируется прежде всего с Москвой, Санкт-Петербургом, Байкалом и Дальним Востоком. Урал пока привлекает гостей из Поднебесной гораздо меньше, хотя для них здесь есть немало интересного. Именно на Урале более века назад сражался китайский полк под командованием легендарного командира Жэнь Фучэня. Монумент погибшим в 1918 году героям на станции Выя в конце восьмидесятых годов стал одним из символом потепления советско-китайских отношений. Долгое время его посещали лишь делегации чиновников из КНР, однако теперь благодаря наследию гражданской войны Свердловская область может стать перспективным направлением для развития туризма, в том числе и иностранного. Накануне.RU удалось на месте ознакомиться с тем, как память о китайцах-интернационалистах может помочь России и КНР сблизиться еще больше.
Монумент находится на станции Выя Свердловской железной дороги. До неё можно доехать даже напрямую из столицы поездом Москва – Приобье. Хотя, конечно, гораздо удобнее из Екатеринбурга, на машине это займет два с половиной – три часа.
Благодаря близости к железной дороге территория находится под присмотром и чистится от снега.
Как это ни странно, но память героев-красноармейцев и годовщина освобождения Урала от Колчака были увековечены при Горбачёве. Тогда в СССР уже началась перестройка, Китай двигался по пути политики открытости и реформ. Начиналось потепление в отношениях между Москвой и Пекином, испортившихся при Хрущёве. В этих условиях сюжет, связанный с участием китайских добровольцев в защите Советской власти в первые годы после Октябрьской революции (в Китае – вскоре после Синьхайской революции и свержения династии), вероятно, оказался подходящим для того, чтобы с одной стороны, символизировать давнюю дружбу между двумя странами, а с другой – не касаться актуальных политических разногласий.
Леонид Семячков, историк, основатель первого в городе поискового отряда, рассказывает нам об истории Гражданской войны в этом районе. От станции Выя, где главный бой шёл, вела узкоколейка. До Старой Ляли она доходила с ответвлениями – где лес валили, где на прииски заходили. И именно вдоль этой узкоколеечной насыпи как раз перед Нижней Турой, перед станцией Выя, шла последняя линия обороны красных.
В 1918 г. южная группа белых войск заняла Екатеринбург и наступала на Нижний Тагил, а северная под командованием капитана Казагранди заняла Алапаевск. Гражданскую войну ещё называют войной вдоль железных дорог. Казагранди свою группу ведёт на Верхотурье. Китайцы как отряд, а потом полк сформировались именно в Алапаевске.
"Но ситуация сложилась такая, что китайцев первоначально использовали в Верхотурском уезде для подавления крестьянских мятежей. Если посмотреть на карту тех времён – от Верхотурья и ниже по Туре как раз очень много деревень, там был довольно развитый сельскохозяйственный район. В нашем районе больше добыча платины, промышленность, а сельское хозяйство было не так развито. Поэтому когда большевики продразвёрстку проводили, крестьянство, естественно, начало возмущаться и вот, большевики китайцев там использовали", – рассказывает он.
А потом была оборона Верхотурья, которое обороняли стойко, но, впрочем, неудачно. "Именно китайцы вели себя там геройски, они как раз свою миссию выполнили, но красным пришлось отступать. Последние сведения очень смутные, есть единственное воспоминание женщины, которая пострадала от белогвардейцев. Её муж ушёл в партизаны, белые её с детьми из дома выселили. Она добралась до Новой Туры, там же станция Платина. Это было 28 ноября, она видела, как там ещё валялись трупы китайцев, винтовки, патроны. Это только её сообщение. Естественно, этих китайцев где-то похоронили, но где – неизвестно. На кладбище никаких воинских памятников нет. Это тёмное место в истории", – делится историк.
Дальше был легендарный бой за Выю. Китайцы были измотаны боями, и командование дало им возможность отдохнуть, их поместили в вагоны, в теплушки, а вместо них оборону заняли Петроградский, Камышловский полки и другие.
Погода свирепствовала, к концу ноября снегу было до полутора метров, температура зашкаливала за минус двадцать пять градусов. Китайцы, естественно, после таких суровых испытаний отогревались, а болота по направлению, по которому можно было с тыла к красным выходить, подмёрзли. Белые прошли с юга, со стороны Верхней Туры. И на этом перегоне стоял бронепоезд, полностью укомплектованный балтийскими матросами. Ему устроили западню – то ли разобрали рельсы, то ли перегородили пути – и до сих пор нет сведений о том, сумел ли кто-то оттуда выйти живым. Этот удар был для красных совсем неожиданным – ведь его ждали со стороны Верхотурья, а белых первоначально приняли за своих.
Одновременно белые ударили и со стороны Верхотурья. И тоже внезапно атаковали бронепоезд. Очень много китайцев было побито прямо в вагонах. Кого не добили в вагоне – расстреливали прямо на перроне. Но около 60 человек смогли пробиться к своим. В итоге красные потерпели сокрушительное поражение, открыв белым плацдарм для наступление на Пермь. Позже китайский батальон был вновь сформирован под Пермью, но белые взяли этот город, и китайских частей тут больше не было – выживших раскидали по другим частям.
"Ведутся поисковые работы, но с Гражданской войны много не накопаешь, – отмечает Леонид Семячков. – За сто лет очень много застроено. Где газопроводы построили, где ЛЭП прошла. На станции Выя, где ходили с ребятами – напрашивается один вывод, это, правда, только гипотеза наша – окопы в сторону Верхотурья есть, они сохранились, но ни в самих окопах, ни рядом нигде ни одной стреляной гильзы. То есть бой за саму станцию шёл, рядом с узкоколейкой".
В ходе поиска были найдены куски узкоколейки с клеймом завода князя Белосельского-Белозерского 1895г., часть балансира рычага железнодорожной стрелки, много гильз от патронов. Причём американские, английские, 1916-1917 гг. – то, что поставляли союзники по Антанте.
Красные вернулись на Урал и выбили белых в 1919 г. Память бойцов-интернационалистов хранят и в КНР – памятник Жэнь Фучэню был открыт там в 1993 г.
До сих пор китайцы приезжали только к монументу. Такие визиты организуются по линии Генконсульства КНР в Екатеринбурге и управления архивами Свердловской области, обычно в апреле – к празднику Цинмин, когда китайцы посещают могилы предков. Теперь же у обелиска на станции Выя есть все шансы стать не только символом русско-китайской дружбы, но и важной точкой притяжения туристов.
О перспективах привлечения туристов из Подбнебесной Накануне.RU рассказал глава Нижнетуринского городского округа Алексей Стасёнок. По мнению градоначальника, именно туризм может поспособствовать развитию занятости для местного населения, а также станет важным подспорьем для городского бюджета.
"У нас 25 тыс. жителей, по хорошему, если 100 тыс. туристов в год приедет, уже и бюджет другой будет, это будет ощутимо для города. Мощности будут рассчитываться на каждого жителя по четыре туриста в год. Это нормально", – рассказал он.
Туристический потенциал городского округа не ограничивается станцией Выя – в самой Нижней Туре есть краеведческий музей и гора Шайтан, на которой раньше были вогульские капища и, по преданиям, находилась легендарная Золотая баба. В Новой Туре проходит паломнический турслёт и фестиваль "Июльские росы", интересный с этнографической точки зрения. Также Нижняя Тура известна своей золотодобычей – здесь туристам есть что показать на Исовских приисках. Наконец, в городском округе находится Косья, куда недавно после долгих переговоров с ГОКом переехали буддисты с горы Качканар. Всё это можно посмотреть за два дня с одной ночёвкой. Так что в ходе визита можно не просто ознакомиться с событиями Гражданской войны, но в целом с историей и культурой Урала, а также полюбоваться красотой природы.
При этом в мэрии заявляют, что при формировании турпотока упор не будет делаться именно на граждан КНР, однако именно связь с памятью героев-интернационалистов и буддийская община в Косье отличают Нижнюю Туру от других муниципалитетов. С уральским городом готов установить побратимские отношения китайский Телин – родина Жэнь Фучэня.
Пока привлечение китайских туристов сдерживается тем, что на части Нижнетуринского округа действует особый режим въезда. Граждане России могут приезжать беспрепятственно, а иностранцам въезд разрешён по предварительному согласованию. Граница этой территории проходит как раз по железной дороге и в неё попадает также станция с памятником. Чтобы сделать поездку на Выю более привлекательной для туриста, власти Нижней Туры планируют также создать на станции музей – установить близ железной дороги вагоны и создать в них экспозицию с реконструкцией боя.
Уже три года работает над этим Нижнетуринский краеведческий музей.
"Всё-таки у нас есть памятник, а тогда приближалось столетие революции и столетие боя на станции Выя, – рассказала заведующая музеем Ирина Матвеева. – Очень не хотелось эту дату терять, и мы начали везде активно об этом говорить. Вообще китайские делегации у нас приезжают раз в год – раз в два года по линии архивов, чиновники. А когда стала приближаться эта дата – мы решили уцепиться за нее, как за информационный повод для организации мероприятий, которые могут стать началом создания туристического маршрута. Честно скажу, до Алексея Викторовича идея развития туризма не находила поддержки. А сейчас глава администрации молодой, поколение совсем другое, мышление другое и, так скажем, взгляд на то, как можно поднять территорию и заработать деньги – немножко другой".
"Если нам скажут, что завтра группа туристов приедет в музей, то экспозицию, посвященную китайскому полку, конечно, мы не построим, это длительный и финансово затратный процесс, но выставку сделаем – у нас есть фильмы, документы, артефакты, разработана программа. На час – на полтора мы людей можем занять, причём это не просто занять, это будет интересно. Мы ориентируемся не только на китайских туристов, но и на отечественных посетителей. Уверена, что история появления китайских рабочих в России, биография Жень Фученя, история создания, боевой путь и последний бой китайского полка для многих станут открытием".