"Сириус": Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен
Олимпийский год оставил большой след в душах россиян, а также огромный инфраструктурный след в Сочи, чтобы заткнуть рты критикам, которые вечно чем-то недовольны, и не слушать уже калькуляторные подсчеты о том, сколько ушло на постройку никому не нужных стадионов. Когда регионы голодают и дома разваливаются, "стадионы" решили сделать нужными, более того – отдать их детям. Шах и мат.
Инфраструктурный взрыв в Сочи стал той самой воронкой, в которой загнездился первый центр для одаренных детей "Сириус", инновация российского руководства, центр по выявлению и поддержке одаренных детей. Был создан Фонд "Талант и успех", целью которого является поддержка "Сириуса" и создание региональных аналогов уникального центра. Ребят отправляют сюда со всей России – и нет, не "по блату" – на официальном сайте "Сириуса" рассказано про совершенно прозрачную и справедливую программу приема молодых дарований на смену – только лучшие отправляются к звездам, победители Олимпиад, финалисты федеральных конкурсов, послужной список ребенка должен на самом деле впечатлить экспертов, чтобы они отобрали претендента из региона и дали ему возможность обучаться у лучших преподавателей, консультироваться у профессиональных актеров, музыкантов и тренироваться в Сочи с именитыми спортсменами.
Одни называют "Сириус" первым реальным социальным лифтом для ребят из регионов, другие настроены более скептически и намекают на возвращение сословных школ – в "Сириус" приглашают уже отличившихся ребят, а отличиться им помогли платные кружки, репетиторы, которые массово готовят детишек к олимпиадам (40 млрд руб. – это рынок репетиторских образовательных услуг сегодня), и дополнительные занятия, которые позволить себе могут не все родители. Но больше критики "Сириусу" достается за собственную элитарность, ведь он отдален и недосягаем, как мечта. Даже в географическом смысле – многие ребята в России просто не видели море, и "Сириус" им только снится.
А это, несмотря на то, что президент Владимир Путин еще в 2016 году дал распоряжение создать по России сеть региональных "Сириусов", до сих пор известно лишь о немногих проектах, которые при этом находятся в зачаточном состоянии. Так, в Челябинской области в конце ноября 2019 года сообщили, что здесь только создается свой центр, а в Свердловской области появление аналога печально прославилось благодаря руководителю "Золотого сечения" Ольге Глацких, напомним, что она заявила: "Государство не просило рожать". Конечно, известная спортсменка просто "хотела мотивировать родителей" больше вкладывать в детей – такие заявления вполне в ключе общепринятого курса и не должны уже удивлять, но осадочек все же остался. Но как такое может говорить человек, возглавляющий центр по развитию талантливых детей, ведь без государственной поддержки дополнительное образование превращается в механизм сегрегации, когда дети только богатых родителей могут позволить себе развивать таланты и умения, а остальным, как всегда, – хорошего настроения!
О том, как сегодня организована система дополнительного образования, прошедшая через остриг 90-х и стремящаяся к образу и подобию "Сириуса", – в материале Накануне.RU.
Элитарность и эффективность
Сто лет назад было сформировано основное правило для образования в нашей стране – это всеобщность, обязательность и бесплатность, в молодом советском государстве ликвидировались даже намеки на элитарность – сословные школы отменили. Акценты расставлялись с завидной прямотой – дворцы, особняки губернаторов, дома богачей с колоннами и лепниной отдавались детям под учреждения дополнительного образования, как отмечает автор проекта об образовании "Последний звонок" Константин Семин, в 90-ые годы пошел обратный процесс, и здания детских Домов творчества начали забирать под сдачу магазинам и другим коммерческим организациям, опять же с очевидной прямотой показывая, на что ныне нацелено общество. Курс на образование и науку создал космическую державу, курс на потребительство создал много магазинов.
"И на фоне подъема общего уровня развития образованности и физической или интеллектуальной культуры появлялись в большом количестве выдающиеся единицы, которым государство и общество помогали. А у нас получается другая система – мы создаем перегнойную яму, в которой начинаем отчаянно рыться и искать там "ломоносовых". Ну да, в любой системе, даже в самой отсталой стране третьего мира какой-то процент талантливых людей будет сам себя производить в любом случае, но это ничего не будет говорить о состоянии всего общества", – говорит Константин Семин.
Дома и дворцы пионеров в советское время находилось на балансе предприятий, которые отвечали и за определенную школу, кружки были бесплатными, образование и воспитание непрерывными, педагоги заботились об успехах подопечных в общей системе. Сегодня кружки превратились в "мини-фирмы", констатирует эксперт, они должны выживать (как и школа), а значит, "стричь деньги" с родителей, на которых и возложена ответственность воспитания, образования и получения услуг от учителей (что бьет по карману первых и претит последним).
Святые 90-ые
Возвращаясь к вопросу материальных ценностей – желание получить прибыль от земли и недвижимости, часто в престижных районах и с удобной планировкой, в годы развала СССР и стало причиной закрытия многих учреждений дополнительного образования, особенно в регионах. Так, бывший заместитель директора Октябрьского дома творчества из Екатеринбурга рассказывает, каким чудом удавалось отстоять площадки для дополнительного и внеклассного образования детей.
"Сверху инструкции шли такие: все Дома пионеров закрыть, почти во всех Домах пионеров были музеи пионерской и боевой славы – "закрыть, уничтожить, хоть на свалку увезти". Это негласно было, не прямо сказано, а кулуарно, но тем не менее директора выполняли, – рассказывает Наталья Загайнова. – А потом и ахнули, когда дали установку и садики все закрыть, такие богатые садики были – столько методической литературы, наглядного материала, у нас садики ведь были бесподобные, они так готовили к школе, как сейчас не готовят клубы развития, там и педагоги были очень серьезные. Все ликвидировали. И детские технические станции закрывались. Помещения в субаренду. Все ради помещений – детские сады распродавали".
А что касается ценностей нематериальных, то пустое место начали занимать различные церковные организации (и не только официальные от РПЦ), различные секты, христианские кружки устраивали свои клубы, заманивали семьи на чаепития и занимали детей, параллельно "обрабатывая" новую паству. В образовании также наметился крен, который обрел сегодня свои привычные формы – профилирование из блага 90-х превратилось в систему сегрегации на местах.
"В школах пошло – с одаренными детьми одна программа, с другими – общеобразовательная программа. В садиках также стали создавать: "логопедическая" группа – это как бы немножко с отстающими детками занятия, и для более талантливых группа. А мы пошли по другому пути – каждый ребенок талантлив, только надо найти, в чем он талантлив. Они же, как семечко – какое оно прорастет, неизвестно. Талант может быть разный", – рассказывает педагог дополнительного образования Наталья Загайнова.
Куда привела эта политика отдельных занятий с одаренными и создание классов для "бездарных"? Она привела к тому, что система выявляет талантливых детей только из уже подготовленных классов, а на остальных места в "Сирисусах" нет? Как относятся к этой системе педагоги старой школы?
"Талантливых, конечно, да, надо поддерживать, пусть они получают преференции, – говорит Наталья Загайнова. – Но тут складывается ситуация, которая меня как педагога возмущает: родители даже средних способностей ребенка, которые платят деньги, могут его развивать, и ребенок покажет отличные результаты. Талант разовьется, но только если у родителей есть деньги на это дополнительное образование. А у других родителей нет денег, и ребенок может быть даже более талантлив, но его способности останутся в зачаточном состоянии, сензитивный период закончится, когда можно учить языки, знакомить с симфонической музыкой. И получается, что у нас одна группа людей, которая обеспечена, развивает своих детей, естественно, что они и будут талантливыми, если с ними с самого рождения занимаются, а другие родители не имеют такой возможности – значит, получается, "быдло"?"
В современном обществе дети оказываются в таких условиях, когда даже сдача ЕГЭ невозможна без дополнительных занятий, репетиторов и само поступление в вуз ставится в зависимость от платежеспособности родителей, что и говорить о серьезном до образовании, где тоже требуется оплата?
Эксперт опасается, что пройдет еще несколько лет, и у нас появится "серая масса", которой можно легко управлять и которая даже литературной речи не знает.
"Сленг кажется нормой, ведь посмотрите – какие фильмы идут, какая реклама. Ребенок считает, что все это норма. Если смотреть фильмы – то у нас благородных, воспитанных детей нет. А для детской "элиты" устраивают балы, для них специальные концерты организуют, все для них делают, чтобы они развивались, вбирали в себя культуру 19 века, и они смогут это сделать. Так расслоение и происходит, ведь другие ребята даже не знают об этой культуре, скоро будет также "очки надел, а еще и в шляпе – дурак!". Это будет так, и к этому правительство стремится, оно разрывает детское сообщество", – говорит педагог высшей категории, историк Наталья Загайнова.
Игольное ушко "Сириуса": Посторонним вход запрещен
Насколько же узкое горлышко у "Сириуса", через которое пройдут наиболее отличившиеся дети? Если говорить об охвате, то в месяц "Сириус" принимает от 600 до 800 ребят из регионов, то есть это немного меньше 10 тысяч человек в год, тут речь даже не о "золотом миллионе", а о мизерном проценте одаренных детей со всей России.
"Это все та же самая сегрегация, потому что смыслом советского образования было то, что оно являлось фундаментальным и всеобщим, оно не поддерживало отдельных людей, оно поддерживало всех детей, а "Сириус" поддерживает только победителей, – комментирует Константин Семин. – А поездки на олимпиады стоят денег, репетиторы стоят денег, кружки – платные. В некоторых случаях и участие в олимпиадах тоже стоит денег. Вот и сегрегация".
Но не будем о количестве детей, которые получат доступ к высшему знанию, давайте о качестве подготовки – возможно, один отдельно взятый индивидуум здесь получает настолько полное и серьезное дополнительное образование, внимание лучших педагогов и выдающихся спортсменов, что эти десять тысяч будут стоить миллиона сверстников? Сложно сказать на самом деле, ведь смена длится только 24 дня, чему можно научиться за столь короткий срок, когда дополнительное образование – это система, которая должна присутствовать в жизни ребенка постоянно?
"Сириус" – только ослепительный миг в жизни маленького талантливого человека, он будет вспоминать об этом всю жизнь, ведь попасть второй раз туда очень сложно, по правилам организации – ребенок может приезжать в "Сириус" не чаще одного раза в год, каким бы талантливым он ни был.
"Если Ваш ребенок был в этом году, то приехать повторно он может на следующий год и позже, если он покажет высокие результаты и пройдет отбор среди других детей", – пишут на официальном портале "Сириуса".
Рассматривать серьезно площадку как эффективный инструмент образования не стоит, это приятный бонус для уже выдающегося чем-то ребенка, такие премиальные путевки в сочинские лагеря получали и в советские времена отличники и активисты, но помимо "элитарных" лагерей, в СССР была и общедоступная система дополнительного образования, где с детьми занимались бесплатно не 24 дня в году, а все годы школы.
"В "Сириусе" нет ничего нового, в советское время тоже только талантливые ехали, но в "Артек", в "Орленок" тоже на смену, это была заслуга, когда ребенок, помимо того, что он прекрасно учится, еще и занимается каким-то видом деятельности, и у детей было стремление достигать успехов – дадут путевку в лагерь необычный. Тоже это было стимулом определенным, – комментирует Наталья Загайнова. – А остальные? Они вовсе не "серенькие", их жизнь сделала такими – вовремя мама не стала заниматься, вовремя не отдали куда-то, абсолютно "сереньких" детей нет, они все талантливые, просто надо верить в их талант, во-вторых, посмотреть, что их интересует, в чем он может быть первым? Надо создавать условия. Для этого и существовала система дополнительного образования – повсеместного и бесплатного".
Как видим, один бесплатный "Сириус" заменить систему дополнительного образования не может, стоит ли его считать социальным лифтом? Да и куда отправит этот социальный лифт, задается вопросом Семин – есть ли в России сейчас достойные площадки? По мнению эксперта, проблема как раз и состоит в том, что любой социальный лифт сегодня превращается в трубу, по которой высасывают мозги за рубеж.
Очередной прорыв за четыре года?
Фонд "Талант и успех" за три года получил более 6,3 млрд руб. из бюджета на создание центров выявления одаренных детей в регионах, все это в рамках нацпроекта "Образование", центры должны были появиться в 35 регионах. Но где же они за это время открылись? Центр выявления и поддержки одаренных детей Амурской области – соглашение заключено 15 февраля 2019 года – в настоящее время идет процесс создания регионального центра и формирования учебных программ. В Приморском крае соглашение было заключено в феврале 2017 года, организация тоже до сих пор в стадии формирования. В Хабаровском крае такая же ситуация – региональный центр на базе Краевого центра образования до сих пор в процессе создания, формирует учебную программу (с июня 2018 года).
В большинстве регионов до сих пор идет "формирование учебных программ", а в тех субъектах, где "Центры" открылись, при ближайшем рассмотрении оказывается, что от "Сириуса" там одно название – ведь они базируются на уже существующих площадках выявления и развития талантов детей. То есть не строятся новые "Сириусы" в больших масштабах по регионам, а приписываются к выжившим в 90-ые образовательным учреждениям. Весь смысл же таких "приписок" – отбирать детей, информировать о профильных сменах в "Сириусе" и помогать писать заявки на отбор в сочинский лагерь, разбираться с оплатой проезда (в каких случаях проезд за счет бюджета, а в каких нужно и доплатить).
"Сириус" своего рода раскрученный товарный знак, да, действительно, там все бесплатно – проживание, питание, встреча с лучшими наставниками, но как уже упоминалось выше, попасть туда сложно и можно не чаще одного раза в год (если, конечно, повезет). По образу и подобию центра выявления талантов открываются не только бюджетные, но и частные организации, лагеря с профильными сменами. Помимо отсутствия системности в подходе к выявлению талантов на местах, есть у них еще один минус – отсутствие тотального контроля, которое осуществляло государство в отношении детских учреждений ранее, и уже никого не шокируют новости о том, что одаренные дети из лагеря "Лесная жемчужина" подхватили от персонала вместо знаний какую-то инфекцию.
Дополнительное образование сохранилось и во многом осталось традиционным с советских времен, когда оно вообще и появилось, но "встроилось в рынок", и потому попробовать себя в разных сферах, ходить в кружки и побеждать в конкурсах могут дети далеко не всех родителей, а только одаренные и в специальных лагерях.