Евгений Спицын: Об отмене профстандарта для преподавателей вузов
В России отменят профстандарт для преподавателей вузов, об этом заявила "Известиям" член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. Информацию о том, что такое решение принято, подтвердили в Минобрнауки. Профстандарт утвердили приказом трудового ведомства в 2015 году, до 1 января 2020 он имел рекомендательный характер, а с Нового года должен был стать обязательным для всех вузов. Советник ректора МПГУ, педагог с большим стажем Евгений Спицын рассуждает, должна ли быть ученая степень у преподавателя вуза и не обесценилась ли она после 90-х. Его экспертное мнение - специально для Накануне.RU:
- Ученая степень нужна для тех, кто работает в высшей школе. Дело в том, что у нас ведь зачастую в высшей школе не только преподают, но и занимаются наукой. Обучение студентов и занятие наукой как раз предполагает наличие ученых степеней. Когда я учился на историческом факультете, то у нас были преподаватели, которые не имели ученой степени, но это были совсем молодые преподаватели, которые в обязательном порядке учились в аспирантуре и уже писали там кандидатскую диссертацию, а основной костяк преподавателей, 90-95%, это были уже люди, которые имели и кандидатские, и докторские степени. Причем, у нас, например, было довольно много не просто докторов наук и профессоров, а действительно крупных выдающихся ученых, у которых были десятки, если не сотни статей, монографий, книги - это были очень авторитетные ученые, тот же Николай Иванович Павленко, Аполлон Григорьевич Кузьмин, Геннадий Андреевич Кошеленко. Их знали и в профессиональной среде, тех же Павленко и Кузьмина знала и широкая общественность, потому что их книги расходились огромными тиражами, например, в серии ЖЗЛ.
Но дело вот в чем - в Советском Союзе кандидатские, особенно докторские диссертации защищались в прямом смысле этого слова. Докторские диссертации - это были крупные научные работы, которые имели выдающееся значение. Сейчас, к сожалению, в постсоветский период, в 90-ые, в 2000-ые годы да и сейчас уровень этих диссертационных исследований резко упал. Какое-то мелкотемье пошло, которое не имеет никакого научного значения и научного продолжения.
Второе важное обстоятельство - в 90-ые и 2000-ые годы значительная часть диссертаций просто элементарно покупалась. То есть обладатели этих диссертационных исследований никоим образом не являются специалистами в этой области, за них писали эти диссертации "литературные рабы", и потом они эти диссертации защищали на липовых диссоветах, поэтому сейчас возникает вопрос - кто обладает этими диссертациями на самом деле? Насколько эти специалисты способны преподавать в высшей школе? Сейчас, например, целый ряд исследователей, которые способны преподавать, которые умеют работать с аудиторией, которые пишут книги, причем это действительно серьезные исследования, не защищают диссертации, поскольку считают это лишней тратой времени.
Возьмите нашу Государственную думу, у нас там половина депутатов увешаны диссертационными учеными степенями. У многих вызывает иронию, что господин Лебедев - сын Жириновского - является доктором исторических наук. Назовите мне хотя бы одну работу этого "доктора"? Просто смех. С одной стороны смех, а с другой - позорище.
Еще одна причина недовольства педагогического, научного состава высшей школы в том, что нас пристегнули к зарубежной так называемой научной среде, когда заставляют людей печататься в журналах и отчитываться. Если ты написал монографию или книгу, то тебе в научный багаж это не вносится, если ты опубликовал какую-то научную статью в нашем научном журнале - это тоже "ерунда". А вот если ты в зарубежном журнале опубликовал свою статью, то тебе это засчитывается как научная работа. Это безобразие полнейшее.
Вся система перевернута с ног на голову, там надо наводить элементарный порядок и делать разумные и совершенно иные стандарты для высшей школы и с точки зрения ученых степеней, и с точки зрения ученых званий.