Фильм "Союз спасения": бунт оловянных солдатиков
На российские экраны вышел исторический фильм о движении декабристов "Союз спасения". Лента, которую продюсировал Константин Эрнст, уже названа некоторыми критиками "школьным пособием о вреде революции". Между тем, есть в кино и иные смыслы. Об этом – в рецензии Накануне.RU.
"Их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили", – так весьма прозорливо о декабристах писал создатель Советского государства Владимир Ленин.
Фильм снят очень достоверно и в соответствии с историографией. Видно, что режиссер Андрей Кравчук вместе с авторами сценария, среди которых Никита Высоцкий, прочли немало книг и документов по истории движения декабристов.
Действие начинается со сцены из детства одного из лидера движения Сергея Муравьева-Апостола, когда он уже с самых юных лет думает о свободе России и желает ее. Расчувствовавшийся император Наполеон Бонапарт говорит мальчику в ответ, что желает, чтобы его сын был таким же. Эта история реальная и не является вымыслом. Так ее передает в своей монографии о декабристах историк Лидия Либединская.
Правда, в фильме почему-то не передан самый трогательный фрагмент из биографии Муравьева-Апостола. Он написал такие стихи, когда стал декабристом: "Я пройду по этой земле, всегда мечтательный и одинокий, никто меня не узнает. Лишь в конце моего жизненного пути, словно от великого луча света, увидят, кого они потеряли". Увы, строчки оказались пророческими. Он был казнен.
Далее действие сюжета переносится в Париж 1814 года, когда русская армия ликовала после победы над Наполеоном. Но уже в те дни офицеры гвардии и другие передовые люди времени стали задумываться о том, почему мы освобождаем Европу от рабства тирана, в то время как сам российский режим создает и плодит рабов. И речь тут не только о крепостных крестьянах, а в принципе об абсолютной монархии.
Действительно, даже письма интеллигенции друг другу были тогда пропитаны жаждой перемен. О них писали Петр Чаадаев и Александр Пушкин, Вильгельм Кюхельбеккер (тоже бывший декабристом) и многие другие.
В карте отражена и история с командиром Семеновского полка Шварцом, против которого восстали солдаты из-за того, что он ни за что отдал под шпицрутены героя войны с Наполеоном. Правда, в различных источниках говорится о том, что император Александр Первый приезжал усмирять полк самолично, но в картине такого факта нет.
Далее в ленте происходит все, как в исторических документах и в воспоминаниях очевидцев: в Таганроге умирает государь, и декабристы начинают готовиться к восстанию, которое организуют через месяц, используя как повод присягу Сенату нового царя Николая Первого, не признанного декабристами. Также на Сенатскую площадь не явился князь Трубецкой, а Павла Пестеля арестовали за день до восстания.
В фильме хорошо переданы все просчеты попытки переворота: медлительность и несмелость вождей декабристов; несогласованность действий во время мятежа; полное отсутствие информирования солдат и народа о своих целях и проектах преобразования страны (декабристы в народ не ходили и за это поплатились).
В итоге восставшие были рассеяны артиллерией. Когда в них палили из пушек, они уже не сражались, как с николаевскими конногвардейцами, а стояли на месте и ждали смерти. Так, будто они оловянные солдатики. На последнем издыхании остатки бунтовщиков пытались взять крепость, но у них ничего не получилось.
Как охранителей режима, так и его противников играют в ленте знаменитые российские актеры. Александр Домогаров прекрасно сыграл графа Милорадовича, убитого на Сенатской площади во время активной фазы восстания. Игорь Петренко совершенно блестящ в роли гренадера Баранова, сыгравшего важную роль для Южного общества декабристов. Отдельные слова похвалы заслуживает Павел Прилучный в роли главного идеолога радикального крыла движения Павла Пестеля. Прилучный мастерски передал горячий темперамент полковника, его неутомимую жажду к деятельности и крайне сложные отношения с четырьмя остальными лидерами Кондратием Рылеевым, Михаилом Бестужевым-Рюминым, Петром Каховским и уже названным Муравьевым-Апостолом.
Настоящей находкой можно назвать звучание симфонической версии "Прогулок по воде" группы "Наутилус Помпилиус" во время действия картины. Строчки поэта Ильи Кормильцева "видишь, там на горе возвышается крест, под ним десяток солдат" переносят нас уже к тому моменту, когда декабристы были повешены и захоронены на острове Голодай.
В сценах есть и место тонкому юмору. Так, когда Пестель оставляет себе на память блюдце с императорским гербом, он усмехается и говорит: "Уходящая эпоха…".
Смотря "Союз спасения", едва ли можно отмахнуться от параллелей с современной Россией. "Если же оставить все как есть, то людоед придёт за новыми", – изрекает в кадре Муравьев-Апостол. Исторический герой говорит о необходимости перемен, говорит это тем, кто желает оставить все, как есть, и терпеть дальнейшие унижения власти. Как тут не вспомнить недавнее повышение пенсионного возраста, введение новых налогов и другие шоковые для россиян реформы, которые, впрочем, не привели к массовым выступлениям. В том числе потому, что многие жители запуганы властью. Страной тогда, по сути, управляла гвардия, далеко ли нынешний режим ушел от этого?
Но времена, когда отношения между силовиками обострятся, а уставший правитель ничего не сможет сделать с их противостоянием, возможно, уже не за горами. Дойдет ли это до переворота со стороны силовых ведомств, как в 1825 году? Пока можно констатировать, что в нынешней ситуации для этого не хватает лишь лидера – безумца. Ведь прав поэт Рылеев, говоривший, что безумцы меняют все.
Подводя итог, можно отметить, что спродюсированный Эрнстом фильм не только знакомит зрителей с движением декабристов и той эпохой, но и заставляет задуматься об аналогиях закостеневшего царизма с современными реалиями. О том, что происходит, если власть ущемляет народ, душит здоровую оппозицию и не выполняет собственные обещания. Но также и о том, что происходит, если сами лидеры перемен не обращаются к народу и не чувствуют его. Недаром в самом начале мы обратили внимание на высказывание Владимира Ленина, который в последнее время все чаще и чаще подвергается критике Путина.