Иранский удар: возможности армий США и других стран сократилась невероятно
Иранский ракетный удар по американским военным базам стал беспрецедентным событием – атака американского объекта другой страной без объявления войны, пожалуй, была неслыханной со времён Пёрл-Харбора. С другой стороны, и повод для этого выдался тоже неслыханный – убийство высокопоставленного иранского офицера в третьей стране. При этом ни США, ни Ирак не находятся в состоянии войны с Ираном, генерал Касем Солеймани в одностороннем порядке был объявлен террористом. Зеркальное объявление террористами американских военных иранским парламентом открыло обеим сторонам дорогу к силовым акциям, и в воздухе запахло едва ли не Третьей мировой войной. О том, почему апокалипсиса ждать пока всё же не стоит – в материале Накануне.RU.
Крупнейший торговый партнёр Ирана – Китай выразил озабоченность эскалацией насилия в регионе. В то же время китайские эксперты считают, что начало Третьей мировой войны из-за случившихся событий маловероятно. Эксперт и популярный блогер Чжань Хао отмечает, что в пользу этого есть сразу несколько доводов.
1. Мировые войны, как Первая, так и Вторая, были вызваны противоречиями между великими мировыми державами. Другими словами, без прямой конфронтации держав не было бы настоящей мировой войны. В настоящее время в истинном понимании из таких держав, кроме США, остаются только Россия и Китай. Но Москва и Пекин не заинтересованы в войне с США, по крайней мере, а без их участия гипотетический американо-иракский конфликт останется локальным или региональным.
2. Полномасштабная война между США и Ираном маловероятна сама по себе, поскольку военная мощь США по-прежнему доминирует в мире. Никакая средняя страна, подобная Ирану, не сможет пережить полномасштабный удар Соединенных Штатов, и в Тегеране прекрасно об этом знают.
3. В свою очередь Соединённые Штаты также не хотят полномасштабной войны с Ираном. После 11 сентября 2001 г. США начали афганскую войну и войну в Ираке, которые продолжаются уже почти двадцать лет. При этом ни план демократизации Ближнего Востока при Буше, ни "арабская весна" не привели к созданию устойчивых демократических проамериканских государств. Более того, победы над такими противниками как Ирак и Ливия привели к усилению Ирана в ближневосточной геополитике. Сегодня влияние Ирана можно увидеть повсюду: от Ирака до Сирии, от Йемена до Ливана. Соединенные Штаты очень раздражены этим, но ничего не могут поделать. Вашингтон, конечно, заинтересован в падении иранского режима, но совершенно не желает развязывать очередную войну на Ближнем Востоке. В одной только иракской войне Соединенные Штаты потратили триллионы долларов и потеряли более 5000 человек. Новая война, потери в которой могут быть ещё больше, совершенно невыгодна для Белого Дома перед лицом сильных антивоенных настроений среди американского народа и все более жёсткой китайско-американской игры.
4. Техника иранских вооружённых сил находится не в лучшем состоянии из-за санкций, наложенных на страну после революции 1979 г., однако иранцы доказали свою способность к самопожертвованию, особенно во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Поэтому США даже при сильной мотивации нужно подумать дважды, прежде чем начинать войну в такой стране.
5. Иран предпринял нападение на военную базу США в Ираке, но, похоже, потерь среди военных США не было. Для американцев же ущерб без человеческих жертв не имеет большого значения.
Сходной точки зрения придерживаются и отечественные эксперты. О своём видении ситуации Накануне.RU рассказал вице-президент Академии геополитических проблем, полковник Владимир Анохин.
– Можно ли сейчас как-то оценить эффективность иранского ракетного удара?
– Сейчас очень сложно оценить с военной точки зрения оценить, что там уничтожено, каким образом, но американцы прекрасно осознают, что они уязвимы от ракетных ударов Ирана и не только. Иран сейчас может работать в радиусе тысячи километров именно в тех районах, где находятся американские базы – это Ирак, Афганистан, американский флот. Все эти точки чрезвычайно уязвимы. Особенно если они сунутся в Ормузский пролив, то просто заминируют и нефть подскочит до двухсот долларов за баррель. Это первое.
Второе. У иранцев достаточно воли, сил и средств, чтобы обеспечить и финансово и вооружением Талибан. А для американцев это серьёзный удар – если их прижмут, это, во-первых, будет серьёзным военным поражением, а, во-вторых, станет серьёзным ударом по наркотрафику, который они осуществляют с маковых плантаций Афганистана и куда угодно по миру.
– Получается, эффект больше демонстративный?
– Американцы сейчас в растерянности, а иранцы этим, несомненно, воспользуются, потому что такое хамство, когда одна страна ООН уничтожает представителя другой страны ООН на территории третьей страны ООН – такого давно уже не было.
– Значит ли это, что месть за генерала Солеймани состоялась и инцидент исчерпан?
– Ну, что вы. Надо знать КСИР. КСИР – это такая же серьёзная организация, как в Израиле Шабак или Моссад. И они будут по всему миру искать, они никогда не простят. Надо знать этих ребят.
– Стало быть, есть риск эскалации конфликта и в перспективе – мировой войны?
– Это будет противостояние политических сил и спецслужб. Это не начало двадцатого века и не убийство герцога Фердинанда. Сейчас нет серьёзного повода к войне. Тогда всем нужно было повоевать, у всех руки чесались, а сейчас ситуация изменилась. Она стала более глобальной и все прекрасно понимают – кто зажжёт спичку на одном конце мира, тот получит бензиновый взрыв на другом.
Все будут очень осторожно действовать. И Трамп прекрасно понимает, чем могут закончиться такие действия и внутри и вне Америки.
Америка не уверена в своих силах, она не готова прежде всего к сухопутной войне, она не готова к тому, к чему готов Иран. Всё-таки десятилетие войны с Ираком укрепило их с точки зрения боеспособности. С точки зрения моральных ориентиров они очень серьёзно подготовлены. А с точки зрения спецслужб – у них очень хорошая подпорка – Корпус стражей исламской революции. Я его лично знал, он в своё время приезжал в Москву, я с ним встречался. Я на него смотрел, а он на меня смотрел – по взгляду даже НКВД отдыхает.
– Таким образом, сейчас ситуация не та, когда "мировой жандарм" наносит удар там, где и когда пожелает?
– За двадцать лет, с нулевых ситуация изменилась – я не могу сказать, что американцы ослабли, но они начинают отставать от динамики развития вооружённых сил других стран. И у них есть динамика, и у них есть достижения, но вот эта разница в возможностях сократилась невероятно. Лицо они потеряли, когда угрожали Северной Корее, отправив к её берегам несколько авианосных групп. Но в итоге утёрлись, развернулись и ушли. Сейчас Третья мировая война может быть только ядерной, больше никакой. А сухопутные столкновения массовых вооружённых сил, линии фронтов – это уже уходит в прошлое.