Уйти, чтобы вернуться? Почему Путин отправил в отставку Медведева
Сегодня прошло послание президента РФ Федеральному собранию, многие ожидали социальной направленности от речи Владимира Путина, действительно, большое внимание в первой части своего послания президент уделил теме поддержки малообеспеченных слоев населения, отметив, что большинство из этой категории – семьи с детьми. Через час после послания Правительство РФ подало в отставку в полном составе.
Во время послания тема бедности плавно перешла в вопросы демографии и были озвучены меры по социальной помощи семьям – президент заявил, что отныне материнский капитал будут платить и на первого ребенка, социальные выплаты на детей продлятся до 7 лет, маткапитал на второго также будет повышен. Путин говорил о необходимости обязательного бесплатного питания для детей до 4 класса, уделил внимание и высшему образованию, обещал повысить количество бюджетных мест в региональных вузах.
Кто-то считает такие нововведения манной небесной, другие назвали "политикой откупа" и признались, что маткапитал не играет большой роли в решении людей обзавестись детьми, а вот наличие хорошей работы, квартиры и образа будущего гораздо важнее, но эти вопросы не решаются методом "вот вам с барского плеча", а ждут системного подхода.
Вторая часть речи была посвящена политической реформе, с одной стороны Путин заявил, что менять Конституцию не надо, но тут же предложил ряд поправок, среди которых и намеки на увеличение роли Госсовета, уменьшение президентских полномочий, что сразу дало сигнал о старте "трансферта власти" – еще в прошлом году темы, табуированной Путиным. В беседе с Накануне.RU директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин сказал, что трансферт еще не начался, но его уже тестируют.
– Павел Борисович, послание Федеральному собранию Владимира Путина запустило дискуссии о трансферте власти, многие сочли, что нововведения, озвученные Путиным, – это старт смены политической системы, а вы как считаете?
– Речь идет о тесте этого трансферта, то есть, чтобы провести трансферт, нужно без проблем для власти вносить те изменения в Конституцию, которую она хочет. Поэтому по итогам этого послания можно говорить о начале публичного или открытого этапа транзита политсистемы. Но это даже не первый этап, а нулевой.
То есть власть обнародовала ряд изменений в Конституцию, две трети из которых сейчас носят технический характер. Либо явочным порядком они вступили в действие уже давно.
– Например?
– То есть предложено в Конституцию внести норму о приоритете российского законодательства над международным, что якобы формально противоречит статье, если не ошибаюсь, 15-ой. Но у нас председатель Конституционного суда Зорькин еще года три назад об этом заявлял, и позиция всей судебной системы и Конституционного суда в частности при вынесении решений уже такова. Внесут это изменение в Конституцию, не внесут – это с точки зрения реальной политики не суть важно. Что есть курс на национализацию элиты – запрет на двойное гражданство – это явочным порядком тоже было введено. То, что в Конституцию внесут норму о МРОТе и прожиточном минимуме – это погоды, извините, не делает. Какая разница, будет это в Конституции или в законодательстве, как сейчас.
То есть здесь основной фокус смещается не на предложения президента об изменении Конституции, хотя есть и сущностные, очень осторожные изменения про расширение роли парламента, про наделение Госсовета формальным статусом в Конституции, но с неясными полномочиями, наверняка, про полномочия будут потом говорить. То же самое в случае с предложением "отвязать" прокуратуру от региональных властей, фактически все давно сделано.
– Да и получается, в случае, если Путин перейдет в Госсовет, то он утратит контроль за силовиками. А чем такое чревато?
– Пока Путин никуда не уходит. Тут фокус надо держать на другом – президент предложил провести голосование общенародное для того, чтобы легитимизировать эти изменения. Поэтому основная задача озвученных сейчас изменений – это не изменение Конституции, не перераспределение полномочий, хотя оно стартует понемногу, это обкатка последующих изменений в Конституции, которые будут позже, и которые будут гораздо более серьезными. Поэтому сейчас нужно смотреть не на то, как вносятся изменения, а каким образом они будут происходить, будет обкатываться модель дальнейшего изменения Конституции. Сейчас расписывать варианты транзита преждевременно, если Путин и "уйдет" в Госсовет, то это будет совсем не этот Госсовет. Нельзя сказать, какие полномочия он приобретет, потому что пока в законодательстве таких полномочий и нет.
– С чем связано то, что правительство ушло в полном составе в отставку, было ли это согласовано?
– Все, конечно, было согласовано. Сейчас пока на берегу рано говорить – это либо меры, которые являются кумулятивными для этого социального блока с тем, чтобы заморозить рост протестного настроения, потому что недовольство населения на федеральном уровне концентрируется в основном на правительстве, либо все-таки речь идет уже о транзите политсистемы. Это говорит о начале реального содержательного процесса, но, судя по тем изменениям, которые сегодня были обозначены в послании президента, – речь все-таки идет о первом варианте. Скорее всего, действительно, роль правительства и полномочия будут меняться в рамках транзита политсистемы и после этого будет новое правительство, еще одно, не то, которое придет на смену нынешнему. Пока все выглядит так.
– Путин объявил о том, что предложит Медведеву должность замглавы Совбеза.
– Ну тогда вполне возможно, что это "транзитная" должность, с которой потом господин Медведев придет на должность главы государства после Владимира Путина, произойдет это гораздо раньше 2024 года. И это даже будет не в 2022-2023 году, а в 2020-2021 году.
– Это все было согласовано?
– Естественно, все это было согласовано и, судя по настроению, в котором находился господин Медведев последние месяцы, явно он радовался не своему назначению на пост замглавы Совбеза. Смотрим, что последует дальше. Вопрос в том, как долго он будет занимать эту должность – речь идет о неделях, месяцах или, менее вероятно, годах.
– А это не связано с критикой Путина, что нацпроекты не выполнены, и все правительство уходит в отставку, как понижение для Медведева, так многие восприняли?
– Это точно не "черная метка" Медведеву, это транзитный вариант лично для господина Медведева, этот транзит для него только начинается.
– Вернемся к посланию, что же в нем было такого? Были и интересные "нововведения", о которых раньше не говорили, например, Путин заявил про 25 лет оседлости для будущего президента – это против кого или против чего?
– Это, скорее всего, сигнал элитам, потому что те, кто сегодня сидел в зале, слушал – у них появился вопрос, кто следующий, и что дальше, в каком направлении все будет развиваться? Это тоже только первый шаг, шаг более конкретный и обоснованный. Ясно, что это не направлено против Медведева, который является одним из основных кандидатов на президентский пост после ухода Путина, это не затрагивает других претендентов. Это даже не столько про них, сколько про высшую российскую бюрократию, которой послали сигнал, что раньше мы вас неформально просили определяться последние 6-7 лет, когда вся эта история с национализацией элит началась до Крыма, а сейчас мы это закрепим в Конституции, и "кто не спрятался – я не виноват".