Депутат Андрей Пирожков: Простые мужики делают для ветеранов больше, чем власти
Одной из самых ярких и заметных фигур в екатеринбургской политике стал депутат городской думы Андрей Пирожков. Молодой политик яростно борется за экологию в микрорайоне Химмаш, пытается снизить проезд в общественном транспорте, добиться реконструкции парка на Чкалова. Недавно вышел фильм депутата, где он рассказал о своем расследовании деятельности ЕМУП "Водоканал". Многие факты, имеющиеся в видео, обнародованы впервые. Народный избранник является народным в полном понимании этого слова. Андрей, например, не ездит на личном автомобиле, а пользуется метро и трамваем.
Политик любезно согласился устроить беседу дома у нашего корреспондента, чтобы разговор получился максимально живой и неформальный. Журналист Накануне.RU поговорил с парламентарием без купюр о проблемах Екатеринбурга и ситуации в коммунистическом лагере – дело в том, что Андрей Пирожков перестал представлять фракцию КПРФ, но по-прежнему остается приверженцем левых идей.
– Андрей, привет! Близится 75-летие Великой Победы над фашистами. Недавно лидер свердловской "Единой России", областной депутат Виктор Шептий в стенах Законодательного собрания сказал мне о том, что 5 тыс. руб. – это нормальная единовременная помощь для ветеранов Великой Отечественной войны. Не переходит ли это все грани лицемерия, учитывая то, что именно благодаря подвигу ветеранов мы, как и многие другие поколения, вообще живем сейчас?
– Привет, Павел, приветствую и всех наших читателей!
Вот ты сказал, и я сейчас вспомнил про одного жителя нашего города, который зарабатывает тем, что делает ремонт квартир. Он на протяжении всего 2019 года делал для ветеранов, которые живут в Екатеринбурге, бесплатный ремонт, просто от души. Купленные им материалы, его работа стоят далеко не 5 тыс. руб. К тому, что он делает, сразу проникаешься огромным уважением. А к пятитысячной выплате большим уважением не проникаешься, да о чем говорить, у нас не у всех ветеранов есть собственные квартиры.
Мне кажется, что этот неравнодушный простой мужик делает для ветеранов больше, чем большинство российских чиновников и депутатов.
– Ты создал общественное движение "Freebus" – организацию, активисты которой активно выступали за то, чтобы для студентов Екатеринбурга появился бесплатный проезд в общественном транспорте. Как ты оцениваешь работу, польза есть?
– Можно говорить о промежуточном успехе. Предложение о вводе для учащихся бесплатного проезда было сложно реализовать. Но сама инициатива, как минимум, снова поставила вопрос о несправедливой стоимости проезда в общественном транспорте. И около месяца назад председатель гордумы Игорь Володин отправил обращение в Счетную палату с просьбой проверить"Гортранс", чтобы появилась возможность рассмотреть возможность снижения стоимости проезда для всех жителей города.
В целом, вопрос о недостаточной эффективности многих муниципальных предприятий, того же "Гортранса", открыт уже довольно давно, считаю, что можно было бы более грамотно реализовывать те возможности, которые у них имеются. Темы, поднятые движением "FreeBus" и движением "Выбор!", развиваются уже под другим углом. Счетная палата буквально на днях заявила о том, что стоимость проезда действительно может быть завышена и есть возможность ее снизить.
– Как ты думаешь, сколько объективно должен стоить проезд в общественном транспорте уральской столицы?
– Я думаю, что стоимость должна исходить из затрат на оказание услуги. В зависимости от того, сколько стоит топливо, зарплата водителя, сколько стоит реклама в общественном транспорте, факторов много. Если сравнивать Екатеринбург с Пермью, Челябинском, Новосибирском и другими городами-миллионниками, то у нас самая высокая стоимость. Считаю, что цена должна быть примерно одна. Чтобы говорить конкретно, перед глазами должны быть документы. Они есть у транспортного комитета администрации, у мэра и минтранса.
– Ты говоришь, что для екатеринбуржцев стоимость проезда в общественном транспорте высокая, а сам часто на нем ездишь?
– Я тоже езжу на общественном транспорте, у меня нет машины, если ты об этом. На самом деле, ездить на трамвае мне действительно удобно. Администрация находится в том месте, где есть комфортный транспортный узел. Если бы я жил в Академическом районе, то мне бы было сложно подстраиваться только под автобус и мириться с ежедневными пробками.
К тому же, даже представители транспортного комитета администрации говорят о том, что после повышения цены на проезд в метро в этом виде транспорта упал пассажиропоток. Люди пересели в автобусы, трамваи и троллейбусы, в которых и до этого было тесновато. Я их понимаю, зачем тратить 32 рубля, если можно доехать за 28? Еще и из единого тарифа Е-карты исключили метро. Я не раз обращался в комитет по транспорту и к мэру конкретно по этому вопросу. В декабре прошлого года Александр Высокинский [глава Екатеринбурга] пообещал, что до лета 2020 года метро будет возвращено в единый тариф Е-карты. Буду внимательно следить за этим.
– Ты стал знаменит на всю страну благодаря своей фразе про ГУЛАГ и про то, что от этого была польза. Насколько я знаю, ты в целом положительно относишься к фигуре Иосифа Сталина. Как ты думаешь, должно ли имя Сталина фигурировать в названиях улиц, стоит ли красному вождю памятник поставить?
– В советское время в Екатеринбурге, тогда Свердловске, стоял же памятник Сталину, и улица Сталина была. Если речь идет об инициативе "Коммунистов России" о переименовании улицы Ельцина в улицу Сталина, то если они принесут сто подписей в комиссию по топонимике со своим письменным обоснованием, то там уже будет все решаться. Если жители не против, то и я поддержу.
Например, мне нравился в свое время проект строительства "Храма-на-воде". Думал, что это необычно. Но жители тогда не хотели этого, они обнимали пруд, а мне на самом деле этот проект нравился, хотя в положительном ключе об этом проекте я никогда и не высказывался. Когда начался конфликт по поводу попытки строительства храма возле сквера "на драме", я был несогласен с этим местом и люди были тоже несогласны. Тогда мое мнение с людьми сошлось. В подобных вопросах я всегда поддержу большинство.
– Вот ты сам начал тему сквера и протестов. Сейчас под угрозой уничтожения находится не один сквер, а уже несколько: сквер имени Вайнера, Березовая роща на Юго-западе, сквер возле ККТ "Космос". Значит ли это, что в мае люди вышли протестовать не из-за деревьев?
– Ты считаешь, что это была рука Госдепа? (смеется, – прим.). Конечно, большинство жителей города выступало против строительства храма в этом месте, с этим не имеет смысла спорить, это так. Но мне кажется, что тут совпал ряд факторов.
Я убежден, что была часть людей, которые приходили в сквер с целью просто потусить. Заметим еще и тот факт, что все это происходило в самом центре города. Не надо забывать, что туда приезжали и люди, которые не прописаны в Екатеринбурге (есть часть людей, которые один в один похожи на тех, которые митинговали и продолжают митинговать в Москве и Питере). Кому-то и вовсе было интересно раскачать ситуацию. По моему мнению, и антиклерикализм имел место.
Когда ты говоришь про другие скверы, то там же никто не собирается храм строить.
– Если продолжать разговор о городском пространстве: мечеть на том месте, где сейчас УГМК строит ледовую арену, ликвидирована. Да и вообще православных храмов все больше, можно ли сказать, что другие конфессии в Екатеринбурге притесняются? В частности, ислам.
– Я атеист, глубоко не погружался в эту проблему. Но мне кажется, что последние действия городских и областных властей могли обидеть мусульман Екатеринбурга. Почему у нас много больших православных храмов, а вот хорошей мечети в городе так и нет? Кстати, я часто вижу и кришнаитов, которые каждые выходные выходят на улицу Вайнера. Почему у них нет хорошего храма? Россия же – светское государство, по Конституции, так что нужно давать равные права для представителей всех конфессий. Я не уверен, что православных, которым нужен храм, в России больше, чем кришнаитов и мусульман.
– Свежая тема про парк имени Маяковского. Недавно новый директор парка Екатерина Кельман стала сокращать зарплаты сотрудникам и убрала из парка некоторые аттракционы. Ты как депутат думы что думаешь обо всем этом?
– Директора ЦПКиО назначили недавно, даже квартал еще не прошел. Рано делать какие-либо выводы. Что вы хотите сейчас от нее? Она только пришла! Я не понимаю мотивов тех людей, которые сейчас инициируют проверки и направляют в разные органы запросы.
Но приведу такой пример. В Чкаловском районе есть детско-юношеский центр "Спутник". Руководит им Ольга Томчик. Она максимально "в теме", что называется. Мне кажется, в этом смысле Ольга и Екатерина похожи. Реакция на надпись "Кельман свинья, разворовала парк" была правильной, да и граффити с собакой мне понравилось (смеется, – прим.).
Если говорить про экономическую составляющую работы ЦПКиО, то по итогам 2019 года у парка почти не было прибыли. Факт того, что в парке зарабатывали все, кроме муниципального учреждения ЦПКиО им. В.В. Маяковского, мягко говоря, странный. Надеюсь, что с новым директором эта ситуация изменится. Могу сказать, что в данный момент симпатизирую Екатерине Кельман.
– Я посмотрел твой фильм про "Водоканал", который ты недавно снял. В видео подробно расписано, сколько денег мы переплачиваем за воду в платежках.
– Жители Химмаша направили более 200 жалоб в Москву, главному государственному санитарному врачу РФ, они жаловались на постоянный канализационный запах. После этого Роспотребнадзор начал расследование в отношении "Водоканала" из-за деятельности южных очистных сооружений. Уже выявлен ряд нарушений. Например, Роспотребнадзор в одном из своих ответов признает, что на южных очистных не установлена санитарно-защитная зона, а это всегда ведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. В данный момент готовлю исковое заявление, постараюсь сделать так, чтобы суд обязал "Водоканал" установить санитарно-защитную зону и произвести реконструкцию южных очистных сооружений.
Юридически это выглядит так: согласно закону, для объектов с иловыми полями (как раз случай южных очистных) должен быть установлен 500-метровый радиус санитарно-защитной зоны. А согласно правилам от марта 2018 года, утвержденным Постановлением Правительства РФ, в этой самой санитарно-защитной зоне, то есть в данном случае в радиусе 500 метров от забора очистных, не может быть даже жилых домов. Потому что жить там просто нельзя, вредно для здоровья.
А в соответствии с СанПиНом, если получилось так, что какие-то дома всё-таки попали в санитарно-защитную зону – их нужно расселять за счет "Водоканала", из-за которого здесь и портится экология. Однако, от фекальных озёр на южных очистных "Водоканала" до ближайших жилых домов меньше 300 метров, при необходимом минимуме в 500 метров.
Сейчас такая ситуация, что чем выше температура на улице, тем сильнее на Химмаше воняет, а если еще и восточный ветер, то накрывает микрорайон полностью. Неприятный запах даже на Уктусе чувствуется. Кстати, аналогичная ситуация, как с нашими южными очистными, была в Воронеже в 2015 году. И там граждане, уставшие дышать зловонием очистных сооружений, заставили своими обращениями Роспотребнадзор подать на местный "Водоканал" в суд. В итоге, суд постановил провести модернизацию этих очистных в течение ближайших двух лет. Юридически возможно сделать так, чтобы суд обязал "Водоканал" установить санитарно-защитную зону и реконструировать очистные сооружения.
– Давай мы с тобой поговорим теперь о расколе в лагере свердловских коммунистов.
– Я считаю, что чем больше коммунистов, тем лучше.
– Но ведь тогда на выборах левым кандидатам будет сложнее пройти в представительные органы различного уровня, потому что коммунистические голоса будут расщепляться на разные движения с левыми взглядами…
– Думаю, что КПРФ уже достигла своего электорального пика, а большинство левых организаций созданы бывшими членами КПРФ, которые разочаровались в партии. Да, левым силам в конечном итоге нужно объединяться, но то, что большинство коммунистов начинают понимать, что с КПРФ им не по пути, меня радует.
– Почему, по твоему мнению, настоящим коммунистам не по пути с КПРФ?
– Это очевидно, могу привести один пример. Летом 2019 года, во время предвыборной компании в Мосгордуму, все "закидали камнями" музыкальный фестиваль "ШашлыкLive". Но мало кто заметил, что у КПРФ был свой "Шашлык Live", они в один и тот же день, в одно и то же время, когда проходили акции в поддержку незарегистрированных кандидатов, решили выйти на митинг, чтобы подержать Павла Грудинина и сделали это на другом конце Москвы. Несмотря на то, что Алексей Навальный поддерживал многих кандидатов, выдвинувшихся от КПРФ.
Мне кажется, что по таким действиям можно судить о месте этой партии в государственной системе. Я не понимаю, почему КПРФ приватизировала коммунизм в России. Те, кто не в КПРФ, это не коммунисты? У нас есть масса других левых партий и движений, в частности "Коммунисты России", РСД, ЛевСД, "Выбор!". Левые активисты ведут интересные YouTube-каналы, например, STATION MARX, SciPie и т.д. Такие блогеры рано или поздно будут объединяться в реальные левые общественные движения.
– Не могу не спросить про лидера свердловского обкома КПРФ, депутата свердловского заксобрания Александра Ивачева. Знаю, что у вас сложные отношения. Как коммунист, не считаешь ли, что ему пора оставить обком?
– Саше Ивачеву пора в отставку, здесь даже обсуждать нечего. Спроси у нескольких десятков настоящих коммунистов по всей Свердловской области, которых он выгнал из партии. Как коммунистами может руководить человек, который во время продолжительных важнейших мероприятий (например, предвыборная компания или принятие бюджета области) может улететь в Москву по партийным делам и вернуться с "московским загаром"? (смеется, – прим.).
– Андрей, завершим интервью вопросом о молодежи и нравственности. Не считаешь ли ты, что государство должно больше внимания уделять воспитанию молодого поколения, может быть, необходимо создать новый комсомол? По твоему мнению, сегодня есть тенденция к падению уровня нравственности в обществе? И если да, то с чем это связано?
– РСМ (Российский союз молодёжи) – это и есть отдаленно современный вариант советского комсомола, который и должен заниматься воспитанием молодого поколения. Насколько РСМ справляется? Думаю, что РСМ не делает и половины того, чем занимался советский комсомол, но справедливости ради, у него и нет такой задачи.
В целом, реализация молодежной политики в России удручает, нужны глобальные изменения в соответствии с современными реалиями. Что же касается низкого уровня нравственности всего общества, то процитирую отца: "Знаешь, почему ты так думаешь? Ты просто не так давно следишь за ситуацией".