Бывший пресс-секретарь Ельцина призвал каяться за советское прошлое. А за ельцинское не нужно?
За 90-е и извинения не помогут - решили в залеФилософский и моральный аспекты политических извинений разобрал в своей лекции, которая прошла в "Ельцин-центре" в Екатеринбурге, бывший пресс-секретарь Бориса Ельцина Дмитрий Якушкин.
Все его аргументы свидетельствовали в пользу положительного эффекта от извинений, в пример он приводил западных лидеров, религиозных и общественных деятелей, которые не постеснялись извиниться. К чему была речь? Опять же к тому, что нам стоит покаяться за "политику Ленина", репрессии 1937 года и "то, что было после войны".
"Извиняться нужно, чтобы провести черту под прошлым и начать жизнь с чистого листа, – говорит Дмитрий Якушкин. – Интересно, чем руководствуются люди, мы не можем залезть в душу крупных политиков".
Примеры, когда политики просят прощения, должны вдохновлять: Ирландская освободительная армия просила прощения, в ЮАР в начале 90-х извинялись за апартеид с одной стороны, Мандела с другой стороны – "за терроризм". "И это взаимное извинение позволило избежать гражданской войны и ЮАР худо-бедно вышла из политического кризиса", – сказал Дмитрий Якушкин.
Бельгия извинилась за убийство Патриса Лумумбы, спустя почти 40 лет, продолжает почетный список оратор в "Ельцин-центре":
"Английская королева приносила извинения, президенты Сербии и Хорватии тоже попросили прощения друг у друга за противостояние в конце 90-х годов, очень много было заявлений со стороны Японии, разные премьер-министры японские просили прощения за агрессию, в основном это было адресовано Южной Корее".
Как будто бы стало сюрпризом, но в лекции особо подчеркнуто, что активно начали извиняться политики именно после Второй мировой войны, тут стоит резонно добавить – было за что. Нам ставят в пример Францию, где тема преступления народа стала очень болезненной, признавать или нет коллаборационизм – вот проблема-то.
"Перед несколькими французскими президентами вставала дилемма, просить ли прощения за действия французов во время войны. Первый, кто к этой теме подошел, был Франсуа Миттеран, который не мог сделать это публично, потому что сам был связан с вишистским правительством. И в 1995 году это сделал Жак Ширак".
Еще один яркий пример, что извиняться никогда не поздно – Папа Римский Иоанн Павел II извинился 100 раз, сделав заявления разного уровня, главное – он просил прощения даже за Инквизицию. А также за то, что церковь сотрудничала с немцами в годы войны. Скандалы вокруг Ватикана, связанные с педофилией, распространенной среди духовенства, доказывают, что сколько ни извиняйся – "провести черту" невозможно. Что касается самих немцев, то канцлер Вилли Брандт при открытии мемориала погибшим в варшавском гетто незапланированно встал на колени, что вызывало нескрываемое восхищение пресс-секретаря Ельцина.
Якушкин заметил, что "бум" извинений в мире пришелся на 80-90 годы, о чем он и сообщил публике. Это время, наверное, осталось "золотым" в памяти журналиста, ведь тогда его карьера, мальчика, который когда-то учился в простой американской школе, достигла пика, он стал рупором российской власти. Да, он был свидетелем и участником тех сокрушительных событий, которые вошли в современную историю, как окончательно разрушившие Советский Союз, поставившие под вопрос выживаемость многих миллионов людей. Но именно тогда произошел слом идеологии, а именно она, по мнению оратора, мешала извиняться от чистого сердца.
Политики во время Холодной войны боялись, что их слова будут использованы против них же, но "святые" 90-ые сняли опасения, и каяться вошло в моду. Пока шеф Якушкина просил прощения, наши стратегические партнеры из США об этом и не думали – за Хиросиму и Нагасаки они так и не извинились. Зато мы должны продолжать просить прощения за события 30-х годов в СССР? Хотя, казалось бы, весь творческий бомонд, фильмы, книги, даже материализовавшийся на просторах Урала "Ельцин-центр" сам по себе и есть памятник осуждению того времени, о чем каждый вечер там напоминают различные приехавшие гости в многочисленных залах и аудиториях со стеклянными стенами, на разные лады то обсуждая пакт Молотова-Риббентропа, то проводя открытое интервью с заместителем Ельцина Юмашевым, да и сам президент Путин не один раз проехался по Ленину, обвиняя его в закладке "мины под Советский Союз". Он регулярно посещает мемориалы, где, по каким-то данным, "расстреливали не глядя людей в полях" – чего же еще надо? Зачем это все?
Опять нам говорят: "извиняться никогда не поздно". Да, соглашается лектор, есть доводы, которые не дают извиняться, но они не стоят особого рассмотрения. Первая преграда для публичных политических изменений, на взгляд Якушкина, – это юридический аспект, что если вы взяли вину, то должны выплачивать деньги.
"Более общий аргумент, зачем возвращаться в прошлое, смущать людей, которые живут сегодня, лучше смотреть в будущее, если мы будем бросать тень на прошлое, на достижения – это никуда не приведет. Нам кажется, ситуация в нашей стране с 37 годом, с 38 годом, вообще с репрессиями, с политикой Ленина, вообще со всем, что связано с тем, что было до войны и сразу после войны, сегодняшнее состояние общественного мнения – что наша проблема выбора, извиняться или не извиняться, как правильно говорить об этом – этот выбор кажется сложным. Но когда смотришь какие-то другие случаи, вещи, которые имеют другой масштаб, то видишь, что соображения – говорить или не говорить, молчать или о чем-то громко заявлять, они примерно везде одинаковые", – заключил лектор.
В пользу извинений он приводит аналогию, как в Австралии извиняются за притеснения аборигенов 200 лет назад, и что якобы это бросает тень на достижения австралийского народа (достижения, о которых мы мало слышали), но тем не менее политики из Австралии находят в себе недюжие силы, чтобы попросить прощения, хотя и прошло два века. Поистине, мужество, вызывающее зависть.
Народ у нас простой, может быть, задает порой наивные вопросы, которые, как говорится в пословице, поставят в тупик и мудреца, так и получилось на этой лекции в "Ельцин-центре". Женщина из зала спросила: если извинения – такая "панацея", почему же легче нам не стало после того, как Борис Николаевич, упомянутый к ночи, извинился, когда устал и ушел? Пропагандист признался – все это было сказано только для того, чтобы призвать аудиторию к пониманию необходимости покаяния за прегрешения советской власти, а никак не ельцинской, хотя урон принесен громадный и по потерям человеческих жизней, и беспрецедентный – по географическим и экономическим.
Ведь это даже признает преемник Ельцина Владимир Путин – недавно он сказал, что демографическая катастрофа 90-х оказалась столь же страшной, как послевоенная ситуация с падением численности населения. Да и каждый раз, когда нужно выгодно оттенить собственные заслуги перед государством, президент традиционно пользуется технологией сравнения нынешнего времени и 90-х, почему бы не попросить прощения и за это? К чему вообще такие разговоры сегодня?
Признание вины – важный шаг, поясняет лектор, потому что тем самым мы говорим, что "больше никогда". Больше никогда – что? Тут и вспоминаются достижения, приходит понимание, для чего нужно вечно просить прощения.
"Главное, что не должно повториться – не должна у олигархов быть отнята собственность, вот это то, по поводу чего они беспокоятся. Это то, что их интересует, – поясняет в беседе с Накануне.RU публицист Константин Семин. – Поэтому они изо всех сил и стараются и Мавзолей сравнять с землей или замолчать какие-то важные даты".
Почему же у нас до сих пор призывают каяться за советское время, а за ельцинский период никто не извиняется?
– После крушения Советского Союза к власти пришли те, с кем Ленин боролся, то есть буржуазия, было бы странно, если бы между ними установились какие-то добрые исторические отношения. Они боятся его, ненавидят и будут ненавидеть до тех пор, пока помнят, что уроки 1917 года люди еще изучают. Ельцин – это деятель контрреволюции, а контрреволюция всегда боится и ненавидит.
Можно ведь вспомнить слова Путина, преемника Ельцина о том, что ущерб от реформ 90-х, от ельцинской поры, сопоставим с потерями в Великой Отечественной войне, а если так, то не пора ли всему семейству Ельциных и его прихлебателям покаяться за это для начала? А потом уже разберемся с Лениным.
А если "ельцинизм" покается, то многие люди захотят поставить вопрос о компенсациях за их преступления. За приватизацию, за войны, за распад страны, за криминальный беспредел 90-х, за неродившихся. Якушкину надо будет погасить эти счета – я не уверен, что у него или у ельцинской семьи денег достаточно, чтобы расплатиться.
Поэтому ни в коем случае подобным разговорам нельзя проходить незамеченными.
Например, у нас МИД на днях покаялось перед поляками, заявив им, что за свободу от Красной армии они должны были сами бороться. Поляки, не будь дураками, во-первых, поблагодарили МИД России за признание преступлений "сталинизма", ведь вывод однозначный можно сделать из таких формулировок. А во-вторых, выдвинули России список на реституцию для возвращения в Польшу объектов культурного наследия, которые были "проклятой сталинской тоталитарной властью" изъяты. За каждым призывом к извинениям скрывается шкурный интерес, потому что за каждым публичным покаянием маячит вопрос о компенсациях.
Прежде чем говорить о "преступлениях" ленинизма, мы каждый день должны ставить вопрос о преступлениях ельцинизма и сегодняшней олигархической власти.