Правительство-2020: омоложение на 500 млрд, "гибридный" кабинет, "козни" Михалкова
21 января после небольшой и эффектной паузы вечером в России появилось-таки новое Правительство, о персоналиях и, соответственно, должностях мы рассказывали здесь, возвращаться не будем.
С учетом перенарезки полномочий в пользу отдельных персоналий, с учетом возраста многих получивших сейчас портфели, можно сказать, что главную структуру исполнительной власти в стране сильно встряхнули и перетасовали. А можно сказать, опять же, с учетом того, что, как было заявлено ранее, курс кабмина не меняется и не менялся, произошли косметические изменения и все дело в общем сводится к повышению исполнительской дисциплины и эффективности работы на отдельных участках.
Накануне.RU вместе с экспертами внимательно изучило, кто и с какими задачами пришел в Правительство и чего можно ожидать от этих пертурбаций в самое ближайшее время.
Замена юриста Дмитрия Медведева на технократа Михаила Мишустина (они, кстати, практически ровесники) носила скорее "умиротворяющий" характер – слишком много критики и откровенного негатива в последнее время замкнулось именно на медведевском кабинете. Кстати говоря, видимо, тот же самый характер "сакральных" жертв носит и отставка некоторых министров из Правительства Медведева – министра здравоохранения, министра просвещения, министра культуры и т. д. Никакой реальной и срочной причины для замены одних чиновников на других в этом смысле не было – за исключением фактора, как мы настаиваем, общественного мнения и, соответственно, рейтингов и соцопросов, которые в целом сильно били и бьют по имиджу власти. Сейчас как минимум год вновь пришедшие министры могут смело говорить – мол, что вы хотите, мы только-только пришли, разбираемся с доставшимся нам непростым наследием. Ну, и все в таком духе…
Несколько сенсационно выглядит замена на посту первого вице-премьера Антона Силуанова на экс-помощника президента Андрея Белоусова. Силуанов, как известно, остался "рулить" Минфином, но при этом утратил полномочия "первого среди равных". При этом в ведомство Силуанова были переданы полномочия по управлению государственным имуществом, что напоминает сладкую пилюлю взамен утраченных власти и влияния на посту "первого вице". Напомним, что несмотря на профицит бюджета и рост накоплений в Фонде национального благосостояния, в Правительстве существовали и существуют сторонники скорейшей распродажи госактивов и имущества – именно эти полномочия теперь получил дополнительно Антон Силуанов.
61-летний Белоусов, как нам кажется – личность примечательная и хотя бы поэтому об этом человеке стоит поговорить отдельно. Потомственный экономист (его отец, Рэм Белоусов, входил в группу советских экономистов, готовивших так называемые реформы главы Правительства СССР Алексея Косыгина, – прим.). Сам нынешний первый вице-премьер в качестве консультанта работал, кажется, со всеми правительственными составами современной России, начиная еще со времен Правительства Сергея Степашина, Евгения Примакова, через Михаила Касьянова и до Михаила Фрадкова. Андрей Белоусов некоторое время занимал пост министра экономического развития и торговли (МЭРТ), долгое время числился неформально, а потом и формально помощником Владимира Путина.
Известен также тем, что в 2005 году выпустил доклад, в котором прямо прогнозировал кризис 2008 года и, обратите внимание, "возможный спад экономики в 2011-2012 гг. и сбой системы государственного управления в 2015-2017 гг." (!). Белоусова, кстати, называют чуть ли не главным идеологом создания различного рода "кубышек" для Правительства (ФНБ и прочие внебюджетные фонды) как "подушки безопасности" и т.д.
Точно можно констатировать, что к мнению Белоусова прислушивались и прислушиваются в самых разных кабинетах российской власти, не исключая, очевидно, и кабинета, в котором работает высшее должностное лицо…
Наконец, только в 2018-2019 гг. Андрей Белоусов "порадовал" журналистов и экспертное сообщество целым рядом эпатажных заявлений, высказанных публично и получивших, мягко говоря, неоднозначную оценку. Вспомните – сначала была история про необходимость изъятия сверхдоходов у ряда ведущих металлургических, энергетических и прочих компаний на сумму в 500 млрд рублей. Говорят, что шок от подобного рода "программ" Белоусова (напомним, это были лишь слова помощника президента, частное мнение и не более того, – прим.) был настолько велик, что на него вроде бы даже ходили… жаловаться самому Владимиру Путину. Насколько правдив этот анекдот, решайте сами, но резонанс та история получила нешуточный.
Но было и еще более смелое заявление того же Белоусова, который на одном из мероприятий "Сбербанка" в сентябре 2018 года высказался в том смысле, что в России построена система, при которой в экономике себя комфортно чувствуют жулики и преступники, а честные представители бизнеса вынуждены либо сворачиваться, либо уходить в тень.
Известный экономист Михаил Делягин тогда предполагал в интервью нашему изданию, что подобного рода посылы и сигналы, исходящие от чиновника такого ранга, как Белоусов, не могут быть случайными "оговорками". И могут свидетельствовать о начавшемся в России "транзите власти".
Самое удивительное, экономист Делягин тогда, в сентябре 2018 года, говорил о грядущих изменениях в формате российской власти на горизонте от двух лет. Сегодня мы видим отставку Правительства Медведева, правки Конституции и еще ряд моментов, которые так или иначе переформатируют весь контур российской власти! Правда никто пока не знает, как это все будет выглядеть в итоговом варианте.
Сейчас Михаил Делягин говорит, что с отставкой Правительства Медведева власть "достала последний козырь", с чем опять же, трудно не согласиться – раздражение в самых разных кругах от действий кабинета министров действительно зашкаливало, начиная от самых широких слоев общества и заканчивая, например, частью корпуса Госдумы.
Из состава нынешнего кабинета были убраны настоящие долгожители и "тяжеловесы" российской политики, очевидно, имевшие личные доверительные отношения с президентом. Речь, конечно, о вице-премьерах Дмитрии Козаке (ТЭК и международные отношения, прежде всего – направление Белоруссии) и Виталии Мутко (мегастройки), в каком-то смысле также и теперь уже бывшем вице-премьере Алексее Гордееве (сельское хозяйство). Но в статусе вице-премьеров осталась многолетний куратор социального блока Татьяна Голикова и куратор Дальнего Востока Юрий Трутнев.
Что характерно, при этом не пострадали )или изменения были очень незначительными) профильные министры – на своем месте остались министр энергетики Александр Новак, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр транспорта Евгений Дитрих, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, остаются министрами с полным набором полномочий Дмитрий Кобылкин (бывший губернатор ЯНАО) и Владимир Якушев (бывший губернатор Тюменской области).
"Вылетел" из состава кабинета министр экономического развития Максим Орешкин, который к тому же по совпадению в этот день в статусе "и.о." находился на экономическом форуме в Давосе. Судьба Орешкина пока не очень ясна, говорят, что он станет чуть ли не помощником или советником Владимира Путина. То есть в буквальном смысле будет исполнять функции, которые до 21 января исполнял… нынешний первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Накануне.RU поговорило с экспертами и выяснило, что на сегодняшний момент времени перестановки в Правительстве оцениваются очень по-разному и, естественно, трактуются и интерпретируются также неоднозначно.
"Заметен тренд на определенное омоложение состава Правительства, ранее мы видели это на примере губернаторского корпуса. Но теперь присутствует, по крайней мере, обозначена и новая тенденция – "повышение" статуса некоторых губернаторов до руководителей федерального уровня, люди эти по аппаратным меркам достаточно молодые, со свежими идеями и взглядами", – считает Александр Шатилов, декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ. В этой связи собеседник указывает на карьерный взлет, конечно же, экс-губернатора Пермского края Максима Решетникова, у которого весьма и весьма занимательная биография для чиновника. Решетников справедливо считался и считается кадром из обоймы московского мэра Сергея Собянина и после короткой "командировки" в Пермь вернулся в столицу, но не в мэрию, а прямо на пост, который ранее принадлежал такому же молодому управленцу по фамилии Орешкин.
Кстати, к "собянинским" кадрам точно и однозначно можно отнести и новоиспеченного вице-премьера Марата Хуснуллина, главного "строителя" Москвы последнего времени, человека, по отзывам, очень амбициозного и в то же время – умеющего ставить и добиваться поставленных целей.
"Любопытен также факт назначения на пост министра науки и высшего образования ректора Тюменского госуниверситета Валерия Фалькова. Понятно, что ректоры в России всякие бывают, но все-таки приход на пост профильного министра профессионала, знающего систему образования и высшей школы изнутри, на мой взгляд, можно только приветствовать. Фальков своей работой в Тюмени доказал собственную эффективность", – добавляет Шатилов. В целом, новый состав Правительства эксперт склонен оценивать положительно и называет кабинет "технократическим", а также более "консервативным".
"Я бы назвал озвученный состав Правительства "гибридным кабинетом", поясню почему. С одной стороны, из-за внутренних и внешних условий перемены в Правительстве давно назрели, может, даже чуть запоздали. С другой стороны, мы видим, полномочия отдельных персон, назовем их, с "вашингтонскими" взглядами, оказались либо урезанными, либо носители такой неолиберальной идеологии вообще не вошли в новый состав Правительства", – прокомментировал Василий Колташов, директор Центра политэкономических исследований Института нового общества.
Эксперт поясняет, что понижение с поста первого вице-премьера Антона Силуанова до "просто" министра финансов выглядит показательно. Тем более на фоне того, что "Силуановым" сейчас станет "работать" Андрей Белоусов, человек абсолютно других взглядов, носитель принципиально другого опыта и, если хотите, идеологически совершенно несовместимый с "либералами". Как говорит собеседник, стоит ожидать изменения в подходах к фискальной, бюджетной политике, возможно, в экономику России действительно потекут деньги? До последнего времени финансовые ресурсы чаще изымались из реального сектора, за что, мы помним, и хвалили Мишустина.
"Я бы осторожно сказал, что стоит обратить внимание и на замену министра культуры, ушел Владимир Мединский и пришла Ольга Любимова. "Министром культуры" вообще-то в наших условиях называется стыдливо "министр пропаганды", так что об изменениях можно судить хотя бы по просто замене на этом посту опять же близкого по взглядам к либералам Мединского на Любимову", – говорит Колташов.
Он же напоминает, что при Мединском все в министерстве шло как-то странно: да, снималась масса вроде бы по содержанию "патриотических" фильмов, но после просмотра этой кинематографической продукции оставалось послевкусие. Массовый героизм на поле боя, и тут же дегенераты-командиры, зверства НКВД по отношению к рядовому составу, образы высшего руководства СССР, которые скорее можно было бы называть карикатурными и комичными…
"Думаю, что при Любимовой крен в сторону более объективного освещения событий отечественной истории все-таки будет происходить. Может быть, постепенно уйдет хотя бы именно та самая "вашингтонская" идеология, которая захватила позиции прямо повсюду – от экономики и до культуры и образования. В этом смысле начался даже не "транзит власти", я бы назвал это "транзитом эпох" – от оголтелого неолиберализма к чему-то более подходящему для страны", – надеется собеседник.
Кстати, отдельные любители конспирологии из телеграмм-каналов уже подхватили и на разные лады мусолят тему назначения Любимовой, кое-кто договорился до того, что на самом деле министром культуры в кабинете Мишустина следует называть… режиссера Никиту Михалкова. Мол, он – крестный отец Любимовой и потому-де фактически станет "рулить" всем в министерстве, а Михалков еще и известный сторонник власти и православия, так что власть в Минкульте фактически перешла к церковникам и сочувствующим.
Мы же оставляем подобные трактовки на совести "интерпретаторов" и настоящих любителей всевозможных заговоров. Добавим лишь, что Любимова в течение многих лет действительно возглавляла соответствующий департамент кинематографии в Минкульте того же Мединского и если исходить из этого факта и логики, то кто мешал и Михалкову, и РПЦ с близкими кругами проводить культурную политику по их лекалам и представлениям до 21 января 2020 года?!
"Я как скептик не вижу пока каких-то прямо сильно положительных моментов в происходящем. Правда, и особо отрицательного пока ничего не произошло на мой взгляд, эти рокировки в Правительстве идут и работают на "транзит". Что и как будет происходить на практике, все-таки не до конца ясно. Ну, новые лица во власти всегда выгодно смотрятся", – уверен Константин Калачёв, руководитель "Политической экспертной группы". С одной стороны, многими последние события воспринимаются и подаются чуть ли не как заговор то ли президента, то ли заговор против президента. С другой стороны, Владимир Путин, озвучив собственное "социальное" послание, задал невиданный темп изменениям и реформам, которые идут, как говорится, по нарастающей. К чему конкретно это приведет – говорить рано, слишком много неизвестных и переменных.
"Давно известен принцип – не можешь сопротивляться переменам, возглавь их!" – с юмором напоминает политолог.
Вместо заключения и резюме, которые сейчас, прямо по горячим следам, просто не могут быть написаны – весь силовой блок остался на своих местах, замена людей в соответствующих ведомствах и структурах всегда была прерогативой президента. Подобного рода вопросы не ставил ни Мишустин, ни Медведев. Так что продолжают работать на своих постах глава Минобороны Сергей Шойгу, глава МЧС Евгений Зиничев, остается министром МВД Владимир Колокольцев, которому многие почему-то прочат отставку на протяжении вот уже ряда лет.
Особый и исключительный случай, разумеется, с главой МИД Сергеем Лавровым – он вообще, кажется, просто неприкосновенен. Непонятна до конца в этом смысле лишь срочная замена генпрокурора Юрия Чайки (срок полномочий у Чайки истекал в будущем году) на очень молодого следователя Игоря Краснова, но это могут быть как просто традиционные разборки в клане силовиков, так и "особенности национального транзита". Вспомните передачу власти в конце 1990-х и операцию по устранению Юрия Скуратова, и станет понятно, что генпрокурор – одна из важнейших для трансфера фигур.