"Скорая немощь"
Репортаж из Сатки, где медработники добиваются достойных зарплатВ Сатке уже несколько месяцев работники "Cкорой помощи" добиваются повышения зарплаты. 5 февраля они вышли на пикет, чтобы добиться возвращения выплат за стаж, вредность и ночные смены, и не исключают, что в следующий раз уже поедут митинговать в Челябинск. Что происходит со станцией, которую сотрудники окрестили "Скорой немощью" – в репортаже Накануне.RU.
5 февраля в сквере памяти воинов-интернационалистов собралось порядка 50 человек, это были не только медработники, их пришли поддержать простые горожане, а также представители ЛДПР, КПРФ и профсоюза "Действие". Медики вышли на пикет с требованием повысить заработную плату и вернуть на прежний уровень доплаты за стаж, вредность и ночные смены. Кто-то пришел на акцию в спецодежде – не успел переодеться после смены. Хотя медикам, по их словам, запретили выходить в форме, поскольку она находится на балансе "Скорой помощи".
Фельдшер выездной бригады Никита Иванов пришел на пикет после суточной смены. Закончил в 7.30 утра, но вместо отдыха решил отстаивать свои права.
"Это важная и тяжёлая работа как физически, так и морально. И я хотел бы, чтобы она ещё достойно оплачивалась. Потому что на нашей станции всего пара человек работают на ставке, которая рассчитана из условий труда и отдыха, чтобы человек работал и получал время на восстановление своего организма. Этого нет. Кому совсем тяжело, работают на ставку 1,25, основная часть работает на 1,5 ставки. Январь многие работали на ставку 1,75. Это почти за двух человек. Люди так работают не от хорошей жизни, а потому что хочется хотя бы нормально покушать, одеть семью. На одну ставку зарплата 18-20 тыс., это копейки за такой труд. На 1,5 ставки у меня выходило 26 тыс., а это 250 рабочих часов в месяц", – говорит он.
Накануне на станции "Скорой помощи" прошло очередное совещание с участием представителя министерства здравоохранения Челябинской области – в этот раз замминистра Евгения Ванина, где главный врач ГБУЗ ССМП Константин Лаптев выступил с докладом об итогах работы медучреждения в 2019 году. Он сообщил, что с 2020 года сотрудникам "Скорой помощи" вернули три дополнительных дня отпуска и повысили с 20% до 50% оплату ночных часов с 1 января.
"Вчера главврач представил отчет по зарплатам. Указал, что средняя зарплата у нас на скорой 37 тыс., оклад 19 тыс., но реальные цифры у фельдшеров гораздо ниже. Плюс нам сказали, что средняя нагрузка у нас выходит 10 выездов за сутки, что абсолютно не соответствует истине, потому что нагрузка очень сильно разнится в зависимости от подстанций. Саткинская подстанция – одна из самых загруженных у нас в районе. Вчера я работал суточную смену, у нас было 18 вызовов. Это смена еще спокойно прошла", – рассказывает медработник.
Реальные начисления водителям
Фельдшер Светлана Павлова работает на станции уже 18 лет. Когда устраивалась, рассчитывала, что отработает семь лет и будет получать 80% за стаж, но доплату сократили. Теперь ей приходится работать до двух ставок, чтобы прокормить свою семью.
"Ставка у нас от 16 до 18 тыс. руб. У меня кредит, дети, мне надо как-то прожить, соответственно, я беру больше смен. Я работаю день-ночь-ночь, я вынуждена это делать, чтобы заработать какие-то деньги. Убрали доплаты за ночные смены со 100% до 50%. Убрали за стаж с 80% до 15%. Смысла молодежи идти на "скорую" нет. У нас очень много стажистов ушли в аптеки, платные клиники, уехали в другие города. Держаться здесь не за что, да и молодежи нет. Правильно говорят – кадровый дефицит, так он и будет, за что идти на "Скорую помощь"? Я в 2014 году жила лучше, чем я прожила в 2018-2019 годы. Для меня это очень тяжело. Цены растут, жизнь дорожает, а зарплата не увеличивается. Почему?" – возмущается она.
Станция "Скорой помощи" Сатки обслуживает весь район. Есть еще подстанции в Бакале, Межевом и Бердяуше. Но медики говорят, что бригад не хватает.
"Должно быть восемь бригад на смену на район, а сейчас пять бригад на район, то есть трех не хватает. Убрали ночную машину в Бакале, она бывает там раз в три дня. Нет машины в Бердяуше, а это отдаленный поселок. Жители находятся без помощи. Выезжает Сатка, доезд до Бердяуша составляет 40 минут. Ночью у нас четыре бригады на город, но, если у нас не "закрыт" [не охвачен] Бакал, одна бригада автоматически работает на Бакал и на город остается три машины. Бердяуш у нас вообще не прикрыт ни днем, ни ночью. Есть проблемы с доездом. Когда поступают срочные вызовы и бригады все находятся на вызовах, то мы можем просто не успеть, вызывают бригаду с Межевого, Бакала, а это тоже доезд и время", – рассказывают фельдшеры.
Медикам приходится работать и в бригадах по одному.
На пикет вышли не только сотрудники саткинской "Скорой", приехали медработники из Бакала и поселка Межевой.
Фельдшер выездной бригады подстанции Бакала Татьяна Александровна, отработавшая более 30 лет, рассказала, что раньше в городе было две укомплектованные бригады, сейчас осталась только одна.
"Часто работаем по одному, это не по закону и несправедливо, очень тяжело. Так как у нас отделения практически все закрыты, всех больных транспортируем в отделения города Сатка. Поэтому по часу или полтора часа бригады не бывает. Хорошо, когда бригада станции Сатка свободна, они обслуживают, они нам помогают, а если заняты, то ждут жители Бакала очень долго "скорую", тем более поселки", – рассказывает она.
И если раньше в Бакале была своя реанимация, хирургия, травматология и терапия, то сейчас осталась лишь терапия, и то количество койко-мест резко сократилось, поэтому тех больных, которые нуждаются в госпитализации, просто отправляют домой на амбулаторное-поликлиническое лечение. "Часто люди возмущаются", – признается медработник.
Изменение оплаты труда отразилось и на них.
"Зарплата у всех упала, поэтому мы требуем свое – вернуть доплаты за стаж 80% и 100% ночные. Урезаны уральские, многие проценты снижены до 10-15, и требуем свое – пусть вернут первоначальную зарплату", – подчеркнула фельдшер.
Медиков пришли поддержать горожане. О пикете они узнали из соцсетей.
"Они очень хорошо у нас работают. К моей маме, ей 82 года, приезжали в течение пяти минут, поэтому я поддерживаю этих людей и их требования. У людей нормальные требования, ничего сверхъестественного – хотят достойную оплату. Поэтому мы их поддерживаем", – подчеркнула горожанка.
Здесь же представители партий ЛДПР и КПРФ. На пикете присутствует и председатель местной ячейки профсоюза "Действие" Дмитрий Бурдин. Он сам работал водителем "скорой", но был уволен. И рассказал, что началось все в сентябре прошлого года. Увольнялся сотрудник, который им показал табели, где у работников стояли не 12-часовые смены, а 11-часовые.
"На протяжении трех месяцев это продолжалось, как можно было это не заметить? Нам объяснили, что это техническая ошибка, подписанная экономистом и механиком, как они могли не заметить, что у нас часы не доставлены в месяц? Это для нас непонятно", – рассказывает Дмитрий и показывает табель.
В сентябре они обратились к главврачу, чтобы он им объяснил, почему убрали 100% ночные, 80% за стаж и 24% вредности. На коллективное обращение был получен ответ: "с начала года у медицинских работников Челябинской области изменилась структура начисления заработной платы, увеличилась окладная часть и уменьшились стимулирующие выплаты. Общая сумма заработной платы осталась прежней. Такие меры были введены для того, чтобы медицинский работник мог гарантированно получать более высокий оклад, на который не могли повлиять нестабильные факторы в виде стимулирующих выплат".
В декабре медработники добились премии в размере от 3 до 5 тыс. руб. Получили ее все, кроме пятерых водителей, среди которых был и Дмитрий. Им объяснили, что у них есть нарушения дисциплины, и поэтому премию они не получат. Затем последовало увольнение.
"Меня и моего коллегу-сменщика в итоге уволили. За короткий срок нашли грубые нарушения, якобы мы неоднократно нарушали дисциплину на работе. Мы сейчас обратились к адвокату и подали иск в суд, чтобы нас восстановили", – говорит он.
В 300 метрах от сквера, где проходит пикет, располагается станция "Скорой помощи" города Сатка. Там меня встречает главный фельдшер Ольга Кочнева и заверяет, что ситуация на станции рабочая, все сотрудники на месте.
"То, что пикетируют, на работе это не отражается. Мы работаем, все идет чередом. Все, кто был на смене, они все здесь", – говорит она.
Отправляемся осматривать учреждение и условия труда. Мне показывают отдел приема вызовов и направления, комнату отдыха для диспетчеров, места отдыха для фельдшеров со спальными местами и комнату приема пищи. "Хорошие условия. Есть, где отдохнуть. У нас были проведены ремонты, все чисто, условия хорошие", – отмечает Ольга Кочнева.
Дальше мы выходим на улицу и отправляемся в гаражный бокс. Здесь находится автомойка, где обслуживаются не только машины "скорой помощи", но и оказываются платные услуги для обычных автомобилей. Вот такое "частно-государственное партнерство". Рядом ремонтный бокс с ямой и стояночный бокс. "Машины у нас на улице не стоят в зимнее время", – уточняет медработник.
Ольга Кочнева рассказывает, что работает шесть бригад, но бывает и меньше, если кто-то ушел на больничный. Есть по одной бригаде в Бакале, Межевом и Бердяуше, но ездить приходится по всему району.
Главный врач ГБУЗ ССМП города Сатка Константин Лаптев прокомментировал Накануне.RU решение работников выйти на пикет и их заявление о снижении доплат.
"Медработникам хочется выше заработную плату, поэтому они вышли на улицу. Все необходимые выплаты, которые положены по законодательству, осуществляются государственным бюджетным учреждением города Сатка. Уровень выплат точно такой же, как у всех "скорых" по области. У нас не меньше, все так же. 50% ночные оплачиваются у всех так же, как и у нас. Выплаты сократились еще в 2014 году, далеко до меня, при переходе из муниципальных учреждений в государственные, там свои требования. Они не сократились, они перераспределились, и требования в государственных учреждениях за стаж 5-15%. Я ничего им не уменьшал", – заявил он.
По его словам, сетование работников на то, что в 2014 году им жилось лучше, – "это все относительно", и средняя заработная плата – 35-37 тыс. у фельдшера, у водителя – 21 тыс. "Здесь не надо путать ставку и среднюю заработную плату. Она высчитывается не с одной ставки, кто-то совмещает", – говорит он.
Но главврач подтвердил, что работникам приходится работать в бригаде по одному.
"Кто-то внезапно уходит на больничный, у кого-то ребенок заболевает и приходится ставить одного фельдшера, пока не разрешится вопрос насчет другого фельдшера либо медсестры ему в помощь. Кто-то желает по одному работать предварительно по заявлению с целью заработать. У нас одна из самых высоких доплат за работу по одному, она составляет 100%. Это далеко не у всех "скорых" есть", – заметил он.
Увольнение двух водителей Лаптев объяснил неоднократными нарушениями трудовой дисциплины.
"Как на любом другом предприятии, когда люди забывают о своих трудовых обязанностях, что их надо выполнять, занимаясь чем-то другим, возникает вопрос у работодателя о целесообразности их дальнейшей работы здесь. Выговоры были неоднократные, поэтому было принято решение об увольнении", – объяснил главврач.
Рассказал он и о проверках регионального минздрава, которые не зафиксировали никаких нарушений.
Но медработники и дальше собираются добиваться повышения заработной платы. По их словам, они могут дойти с акциями протеста и до самого Челябинска.
"Мы будем дальше обращаться, нас не устраивают эти копейки. Президент сказал, что фокусов с зарплатами не должно быть. Мы хотим добиться, чтобы 100% ночных добавили и за вредность. Мы работаем с биологическими факторами, а за вредность сделали 4%, было 24%. Сейчас еще один процент добавили, сделали 5%, и добавили 50% ночных. Это все, чего мы добились", – резюмирует представитель профсоюза "Действие" Дмитрий Бурдин.