"Паразит - это капитализм". Главный "Оскар" за фильм Пон Чжун Хо - левый триумф?
Пока российские левые обсуждали, является ли "Джокер" антикапиталистическим манифестом, вышла лента более достойная серьезного обсуждения – это работа южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо "Паразиты". История семьи, которая в буквальном смысле живет "на дне" – в подвале дома в бедном районе, родители и двое взрослых детей не могут найти работу и место в обществе, как показывает сюжет далее, вовсе не из-за того, что они ленивые или глупые.
По рекомендации друга сын главного героя становится репетитором старшеклассницы из богатой семьи и попадает в особняк со стеклянной стеной в сад, вскоре, проявив смекалку и способности к подделке документов, там получит работу вся семья. С одной стороны, намек весьма прозрачный – в благополучном доме завелись "паразиты", для поддержания этой линии семью на их старой квартире периодически "морят" дымом санитарно-эпидемиологические службы, с другой – явный "левый" подтекст показывает, кто на самом деле в этой жизни паразит и достоин смерти.
Политический обозреватель Константин Семин напоминает, что только в нашем прокате фильм называется "Паразиты", в оригинале – "Паразит", и это меняет многое. По мнению Семина, паразитом является сама капиталистическая система.
Тем более удивительно, что "Паразит" получил не только "Оскар", как лучший иностранный фильм, но и стал главной картиной года, а также Пон Чжун Хо назван лучшим режиссером, "Оскаром" отметили и сценарий. А соревновался южнокорейский триллер с нашумевшим "Джокером", которому дали "Оскар" только за лучшую мужскую роль.
Как объясняет Константин Семин, вообще Голливуд всегда был оплотом фрондерства с левым уклоном даже во времена маккартизма, а сейчас, когда в Америке нарастает предвыборная борьба, церемония "Оскара" была явно направлена против Трампа, который все чаще пугает в своих речах дорогих американцев "призраком социализма". Об этом журналист рассказал в беседе с Накануне.RU:
– Фильм в оригинале называется "Паразит", а не "Паразиты", это очень важно, у нас, как всегда, прокатчики исказили название в своих собственных интересах. Картина не о паразитах, как многие предполагают и обсуждают, кто именно паразиты: бедные или богатые? Дело совершенно в другом, фильм назван неслучайно "Паразит" – в единственном числе. Это лента о порядке вещей, антикапиталистический манифест, кстати, не первая работа на эту тему у Пон Чжун-Хо, до того был "Сквозь снег" про поезд, в котором вот точно так же люди в хвосте отрезаны от лучших жизненных условий и по сюжету они пробиваются к кабине, совершают, по сути дела, революцию. Фильм "Окча" – о том же самом, там критикуется жадность и беспринципность крупных корпораций.
Это одна и та же линия, которая переходит из фильма в фильм Пон Чжун Хо, он хорошо известен своими левыми взглядами, тем более он еще и выходец из семьи с социал-демократическими настроениями. Дать четыре премии режиссеру – социал-демократу за фильм, в котором критикуется капитализм как порядок вещей – это как минимум интересно.
Так вот, "Паразит" – это капитализм, и это фильм не о людях, а о системе, это очевидно любому, кто его смотрел и кто понимает правильный перевод, а не наш коверкающий дубляж.
Со стороны Голливуда это демарш, "привет" Трампу, но с моей точки зрения, фильм вовсе не настолько силен, насколько об этом пишут, он совершенно блекло и неубедительно смотрится на фоне другой картины, получившей номинацию, французского фильма "Отверженные". Вот уж тут бы, действительно, была сенсация, если бы такому фильму достался "Оскар". Потому что тот фильм прямо революционный. Здесь же такая элегия на тему назревающих в обществе противоречий. Об этом же и "Джокер", что показывает – реальность так или иначе отражается в деятельности творческой богемы, даже если они этого не хотят.
В "Джокере" есть отражение страха, это такая гусиная кожа, появившаяся у элиты, они понимают, что не все в порядке за пределами их уютных квартир и особняков. Но создатели таких лент недостаточно смелы, чтобы посмотреть правде в глаза и говорить о проблемах языком реализма, именно поэтому в номинацию не попала ни одна из картин, рассказывающих о положении дел в американском обществе, а такие работы были, фильмы снимались.
Что такое Корея? Корея далеко. Что такое "Джокер" – непонятно где, непонятно когда. "Кролик Джоджо" – это вообще в Европе. А были фильмы, которые рисовали социальную драму, кризис внутри самого американского общества. Такие фильмы никогда не получат "Оскар". Хотя само появление таких фильмов, как "Джокер", как "Паразит", говорит о том, что в Голливуде ощущают и транслируют этот страх, но дать адекватное описание происходящему в правдивых терминах, объяснить, почему это происходит, они не могут. Вообще вся церемония "Оскара" от первой до последней минуты напоминала "цирк с конями". Ярмарка политкорректности.