Дать по хорде. В Москве – "радиоактивная" точка протеста
В столице обострилась ситуация вокруг попыток строительства участка Юго-Восточной хорды, всю неделю шло противостояние жителей и активистов с одной стороны и представителей полиции – с другой. 19 марта вечером попытки воспрепятствовать началу стройки закончились массовыми задержаниями (в три столичных ОВД было доставлено около 64 человек), распылением газа в протестующих и т.д. Ни один столичный чиновник не посчитал нужным присутствовать при этих событиях.
Как сообщил Накануне.RU задержанный лидер движения "Гражданская солидарность" Георгий Федоров, в четверг, 19 марта, на площадке будущего строительства собралось несколько сотен человек. До того момента на площадке периодически дежурили несколько десятков человек, но огораживать территорию и пытаться выдавить активистов с площадки власти с помощью полиции попытались именно в четверг.
Жители окрестных микрорайонов и активисты не раз и не два указывали на опасность любых строительных работ в данном месте. После войны в этих местах (тогда еще, конечно, не таких густонаселенных) работал "Московский завод полиметаллов", который быстро накопил десятки тысяч тонн радиоактивных отходов. Они в тот момент попросту захоранивались на пустыре, где сейчас планируют построить участок той самой Юго-Восточной хорды.
Буквально все – от жителей до специалистов и властей столицы знают о проблеме радиоактивного могильника, но видят способы решения задачи по-разному. Собственно, против стройки на этом опасном месте и выступают сегодня активисты, а в ответ мэрия в привычном для российской власти режиме заявляет, что, мол, "все будет хорошо, граждане" и "все экспертизы пройдены". Однако граждане склонны не доверять таким заявлениям и выступают резко против.
Власти же считают, что есть отдельные радиоактивные пятна на месте будущей стройки, но их будут ликвидировать специализированные структуры типа "Радона". А участок хорды в 28 км с мостовым переходом через Москва-реку все равно необходимо строить, это альтернатива и дополнение существующим транспортным развязкам.
"Как говорится, нет худа без добра. В результате этой работы мы одновременно решим сразу две задачи – построим хорду, радикально улучшив транспортную ситуацию, и ликвидируем радиоактивную помойку", – написал на своем сайте еще в конце января мэр Сергей Собянин.
Активная фаза стройки началась "под шумок" коронавирусного карантина, когда мэр призывал компании переводить людей на удаленный режим работы.
"Конечно же, мы выступаем и будем выступать против этой незаконной стройки. Отрадно, что все дни проезжавшие автомобилисты по Каширскому шоссе сигналили, поддерживая протестующих. А вечером нам в лицо распыляли газ, массово садили в автозаки и развозили по ОВД, меня с товарищами, скажем, доставили в "Замоскворечье-Сабурово", – рассказывает Георгий Федоров.
Всех, по его словам, оформили по 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудников полиции), хотя, по словам всех очевидцев, атаку на людей начали как раз представители власти. У одного из активистов попытались изъять личный автомобиль "Газель", в котором иногда на дежурство в ночь оставалось несколько человек.
"В ОВД в принципе сотрудники вели себя корректно, единственное, продержали всех до глубокой ночи. Якобы введен план "Крепость" и т.д., поэтому и такие жесткие действия на месте стройки", – добавляет Федоров. Сейчас на площадке строительства установили забор, посторонних не пускают, но активисты по-прежнему продолжают собираться…
Мы связались с Павлом Тарасовым, депутатом Московской городской думы, членом КПРФ, он оказался едва ли не единственным активистом после вчерашних событий, которого "не свинтили". Хотя первоначально попытки задержать и его – были.
"Мы пока определяемся с тактикой наших дальнейших действий. Для нас очевидно – никакая стройка здесь невозможна! На наши официальные запросы и обращения чиновники мэрии реагируют традиционно – расписывают наши бумаги какому-то нижестоящему чиновнику, тот долго сочиняет ответ и потом совершенно бесполезную бумагу пересылают нам. Такой вот диалог между властью и обществом", – подытожил Тарасов.
Конфликт с активистами по строительству Юго-Восточной хорды стоит в череде наиболее острых и ярких эпизодов противостояния общественности и властей Москвы. Вспомним на ровном месте созданное возмущение действиями чиновников по допуску/недопуску кандидатов на выборах в Мосгордуму летом, протесты против жуткой реновации со строительством в буквальном смысле "колодцев-человейников", а в регионах открыто выступают против планов свозить им на переработку и захоронение столичный мусор (Владимирская, Архангельская область).
В самой столице, повторимся, мягко говоря, не все москвичи в восторге от деятельности нынешней команды в мэрии, несмотря на все попытки официозных СМИ (включая и федеральные каналы) выставить Собянина эффективным менеджером и этаким "Лужковым 2.0" в улучшенной, модернизированной версии.