Зачем распилили Жукова и кому нужна была его копия?
C Манежной площади в преддверии 75-летия Победы убрали памятник маршалу Георгию Жукову, установленный накануне взамен варварски спиленного, так как новый монумент имел проблемы с постаментом, об этом сообщил депутат Мосгордумы Евгений Герасимов радиостанции "Эхо Москвы".
Напомним, что на Манежной площади демонтировали памятник маршалу Жукову, установленный в 1995 году по проекту скульптора Вячеслава Клыкова. Власти сообщали, что его увезли на плановую реставрацию к юбилею Победы. Новый памятник в целом напоминал старый, только правая рука Жукова не была опущена вниз, а отдавала воинское приветствие, звездочек у маршала не досчитались общественники, которые успели их посчитать, пока копию не убрали из-за плохого состояния.
Главный редактор "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов, меж тем, вскрыл "таинственный заговор", по данным его источников, этот "новый" памятник установили "жулики" с поддельным распоряжением от министра культуры РФ Ольги Любимовой, как сказал Венидиктов в эфире, он написал министру и та ответила, что ничего не подписывала. В чем именно заключалось преступное намерение, непонятно, других мотивов, кроме как лишения Жукова одной звезды Героя из четырех, разглядеть Венедиктову пока не удалось. Он считает, что все это — признаки распада империи, как при дворе Николая II появлялись гадалки и экстрасенсы, так на Манежной площади явились "остапы бендеры" и сковырнули памятник Жукову.
Неоднозначная аналогия, но никаких других объяснений у главного редактора "Эхо Москвы" нет, хотя он продолжает "копаться в этой грязной истории".
А история действительно настолько туманная, что вызывает много толков. Вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев (ЛДПР) осудил решение властей Москвы внезапно отреставрировать памятник Жукову перед Историческим музеем Кремля. По его мнению, во время экономического кризиса, вспышки коронавируса есть дела поважнее, чем ремонтировать монумент, который установили всего 25 лет назад.
"Трудно найти приличные слова относительно безумной инициативы московских властей о реставрации памятника Жукову", — написал политик в Facebook.
И все же, "Остапы Бендеры" завелись среди реставраторов Манежной площади или высоких чинов?
Заговор или банальный распил?
"Диверсия уровня самолета Матиаса Руста на Красной площади. Какие-то **** под носом у всех спецслужб пилят ножовкой особо охраняемый объект на цветмет. Фильм "Старики-разбойники" помните? В общем, тот же сюжет", – пишет экс-депутат Госдумы Дарья Митина. В своем телеграм-канале она сообщает, что несколько дней назад был назначен новый комендант Кремля, по идея, диверсия на этом охраняемом Кремлем объекте, где президент возлагает цветы по памятным датам, должна бы заставить коменданта написать заявление "по собственному".
Власти столицы уверяли, что прежний памятник обязательно вернется. "Ни о какой замене памятника маршалу Жукову не может быть и речи. Плановые реставрационные работы были запланированы на март текущего года", – сказал "Интерфаксу" глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
А через несколько дней в Департаменте культурного наследия города Москвы пояснили, что и новый памятник "нужно реставрировать", так он оказался недостаточно крепким (цитирует главу ведомства "Интерфакс"). То есть реставрировать нужно и тот памятник, который поставили в рамках реставрации предыдущего? При этом в департаменте не объясняют, зачем же монументы "пилили".
И действительно, больше всего людей шокирует даже не столько подмена памятника, сколько варварское отношение к историческому наследию и в некоторой степени предмету искусств – скульптуру нещадно распилили, отрезали ноги и лошади, и Жукову. "О какой реставрации идет речь – возмущаются люди в сети, – как приваривать ноги обратно будут? Сначала один памятник Жукову распилили, а затем – другой. Какой будут реставрировать? Или оба?"
"Это не просто "цирк с конями", это какой-то "победный распил", – пишет на своей странице в "Фейсбуке" один из координаторов акции "Две гвоздики для товарища Сталина" Роман Фомин: "Зачем было пилить свежеустановленную "копию"? – боюсь, до такого уровня понимания я никогда не поднимусь. После ремонта пьедестала и повторного изготовления и установки памятника (а может, увидим и третий вариант) не окажется, что ещё и фундамент нужно ремонтировать?"
Распил монумента, конечно же, не упрощает его реставрации. Депутат Московской городской думы Павел Тарасов в беседе с Накануне.RU сказал, что любой памятник Москвы должен находиться под охраной и без соответствующих документов вывозиться не должен. Вся история замены одного монумента на другой походит больше на хулиганские действия.
"Это понять нельзя, при том, что даже когда ставили памятник, к нему были нарекания, но это не значит, что можно взять и подменить его. Когда любой памятник реставрируется, вместо него ничего на это место не ставят. Может огораживаться территория для проведения работ, может закрываться щитами, но на моей памяти, чтобы на время реставрации взяли и поставили что-то другое похожее – такого не происходило. Да и, опять же, реставрация с распиливанием памятника – это очень сомнительная реставрация. Скорее всего, про это и говорили, когда просто поймали "на горячем", реставрацию распиливание памятника на куски совершенно не облегчает", – говорит Павел Тарасов.
Особо охраняемая зона особо не охранялась?
Депутат МГД подтверждает, что памятник находится на охраняемой зоне ФСО, и это предмет для особого разговора.
"Человек, который придет туда с маленьким плакатом, через пять минут оказывается в УВД – но при этом можно приехать со строительной техникой и совершенно без проблем заниматься вот такими вот действиями. Конечно, в целом ко всей системе охраны государственных особо важных объектов возникают вопросы. Приехала техника устанавливать какой-то новый памятник, а если там вместо памятника взрывчатки несколько тонн будет?" – задается вопросом в беседе с Накануне.RU депутат Павел Тарасов.
Итак, с документами оказалось все "мутно", но власти Москвы при этом не отрицают, что манипуляции со скульптурой не происходили случайно. За исключением одного. Никакого официального объяснения варварского отношения к памятнику столичный департамент не дает. И, как говорит Павел Тарасов, с точки зрения организации работы возникают вопросы, в которых нужно разобраться в кратчайшие сроки – кто согласовывал "распил" памятника и принял решение поставить копию, которая не смогла удержаться на постаменте, а затем можно подключать прокуратуру, чтобы компетентные органы разобрались, почему за всей этой спецоперацией не было должного контроля. Новый генпрокурор Игорь Краснов в преддверии 75-летия Победы мог бы взять эту историю на личный контроль.