Коронавирус стал "черным лебедем" для рейтинга Путина во время транзита власти
По всем последним соцопросам рейтинг Владимира Путина в разных формулировках теряет много процентных пунктов. Так, например, "Левада-центр" отмечает изменения за месяц на 6%.
В вопросе "Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность Владимира Путина на посту президента" с февраля по март одобрение упало с 69% до 63%, неодобрение выросло с 30% до 36%.
ВЦИОМ также зафиксировал падение в вопросе "Вы доверяете или не доверяете Владимиру Путину?" – с 7 по 22 марта рейтинг доверия опустился с 71,5% до 67%. Это антирекорд президента в этом опросе соцслужбы, которая ввела его как альтернативу более "неудобной" формулировке. Вместе с тем рейтинг недоверия в этом же опросе также бьет рекорды: с 7 по 22 марта он вырос с 24,2% до 28,4%.
И ФОМ тоже отмечает падение рейтинга. В вопросе "Как вы считаете, президент Владимир Путин работает на своём посту скорее хорошо или скорее плохо?" с 8 по 22 марта вариант "хорошо" снизился с 66% до 60%. Вариант "плохо" повысился не так сильно – с 24% до 26%, однако вариант "затрудняюсь ответить" вдруг вырос с 9% до 14%.
И в этом неопределенном ответе социологи могли ловко спрятать резкие колебания настроений, уверен социолог и публицист Борис Кагарлицкий. Он напомнил в беседе с Накануне.RU, что сейчас люди все больше отстраняются от политики и социологии, поэтому опросы не могут предоставить адекватной картины. Тем более во время коронавируса, который, по сути, стал застрельщиком этого самого падения.
– Как вы считаете, это падение скажется на действиях власти, или ее это уже не особенно волнует?
– В действительности власти, конечно, все равно, потому что, как мы прекрасно видели, главная механика, которая позволяет удерживать власть в условиях, скажем так, относительной терпимости к существованию каких-то разных мнений, состоит в том, что просто зачищается реальное политическое поле. Вы можете иметь даже крайне непопулярную власть, но если для этой власти нет альтернативы (а альтернативы никогда не будет, если эта власть не позволяет никакой другой политической жизни, никакой политической деятельности свободно развиваться), то на уровне рейтинга вы все равно будете иметь преимущественно тех, кто находится у власти. Просто потому что их знают больше.
На самом деле, когда вы говорите о рейтинге Путина, вы забываете, что рейтинг Путина на 80% обозначает, что он один из немногих людей, имя и фамилию которого вообще помнят в связи с политикой, в связи с государством.
– То есть это даже не рейтинг доверия, это рейтинг известности?
– Большая часть других людей, даже в политике, они вообще неизвестны населению. И рейтинг означает не столько рейтинг одобрения, сколько рейтинг известности, да. Не говоря уже о том, что наша социология сейчас крайне ненадежна. С этим приходилось иметь дело последние несколько лет – стремительно возрастает количество людей, которые отказываются отвечать на социологические опросы. И сейчас таких людей не просто большинство, а подавляющее большинство.
То есть в принципе на вопрос социологов соглашается отвечать хорошо, если каждый второй, но скорее каждый третий. Соответственно, надо понимать, что люди просто категорически массово отказываются от участия в опросах. Это тенденция, которую все социологи знают, но не принято об этом говорить. Даже в некоторых отчетах специально пишут, какой процент людей уже в выборке отказался отвечать на вопросы. Обычно от 30% до 60% – в зависимости от региона и темы опроса.
– Но тем не менее можно ли сказать, что коронавирус стал "черным лебедем" для рейтинга, сказался на отношении граждан?
– Да, но я думаю, что это уже не имеет большого значения. Наверное, для кого-то коронавирус стал фактором, который подорвал доверие к Путину, но, как правило, это люди, доверие у которых было подорвано еще раньше. То есть у них возникли некоторые сомнения, и эти сомнения в связи с коронавирусом подтвердились и укрепились.
– Путин в опросах – это олицетворение всей политико-экономической системы?
– Нет, на самом деле одобрение деятельности Путина – это просто признание лояльности по отношению к существованию государства Россия, не более того. То есть Путин не воспринимается как политик или как личность. Многие люди воспринимают вопрос "как вы относитесь к Путину?" как вопрос – "являетесь ли вы гражданином России?". Вы увидите прямую корреляцию между ответами на эти вопросы.
В свое время Киркоров сказал очень точно – что есть такие вечные вещи, как новогодняя елка, салат оливье и Путин. На мой взгляд, эта формула все объясняет.
– В целом как складывается ситуация сейчас, на ваш взгляд?
– Что мы видим сейчас? Мы видим полное отчуждение людей от политики и растущее отчуждение людей от власти в любом качестве. Понятно, что это может обернуться достаточно быстрым крахом государственной власти, но в каких-то нестандартных и не очень приятных формах. Не в форме каких-то демократических выступлений через голосование или легальные формы протеста, а просто нарастающее разделение между обществом и государством в этом социальном вакууме.