Гоп-стоп-газ: саудиты подошли из-за угла
А "Газпрому" пора вспомнить про российское населениеСаудовская Аравия начала второй раунд экономической войны с Россией – за нефтяным демпингом пошёл газовый. По мнению экспертов, в этой ситуации "Газпрому" следовало бы вспомнить, что россияне – не "сырьевой придаток мировых потребителей газа", а такой же источник прибыли, и пора улучшить положение внутренних потребителей.
Всё началось с того, что после отказа России от продления сделки ОПЕК+ Саудовская Аравия начала демпинговать и вытеснять нашу страну с традиционных рынков сбыта нефти. Она, в отличие от РФ, активно наращивает добычу и ведет переговоры с крупными европейскими покупателями российской марки "Urals", предлагая им нефть по меньшей стоимости.
Проблемы начались и на восточном направлении сбыта. Государственная нефтехимическая компания Китая "Sinochem" решила отказаться от закупок у "Роснефти" в связи с санкциями США. "Sinochem" планировала купить нефть для своего нефтеперерабатывающего завода в Гуаньчжоу на юго-востоке страны. Однако в материалах тендера отдельным пунктом прописала, что поставщиком не может быть "Роснефть" или ее "дочки". То есть у России выбивают нефтяной костыль. Проблемы усугубляются распространением коронавируса и падением мировой экономики. И накануне были зафиксированы уже отрицательные цены на нашу марку "Urals".
Теперь саудиты решили пойти дальше и открыть газовый фронт. Вторым актом экономической войны стало решение о рекордном снижении контрактной цены на сжиженные нефтяные газы. На пропан в апреле стоимость снизится на 46,5 % (до $ 230/т), а на бутан – на 50 % (до $ 240/т).
На этом фоне "Газпрому" стало невыгодно продавать газ на зарубежных рынках из-за очень мягкой зимы, снижения спроса и рекордной заполненности хранилищ. Как пишет "Интерфакс", Смоленской и Ленинградской областях газ продаётся за $59 за тыс. "кубов". Если прибавить пошлину в 30%, то в Европе он должен стоить $85, но спотовые цены на газ в регионе составляют около 80. В эти расчеты не включена стоимость транспортировки. Для самого дешевого варианта — по газопроводу "Северный поток" — она составляет $22 доллара за тыс. "кубов", при поставках через Украину и Белоруссию цена еще выше. То есть продажа газа в России стала приносить "Газпрому" больший доход, чем за рубеж.
Комментируя сложившуюся ситуацию и действия саудитов в "ресурсной" войне, топ-менеджер нефтесервисной компании, профессор РГУ имени Губкина Валерий Бессель в разговоре с Накануне.RU заявил, что пока не так всё страшно, как представляется на первый взгляд, потому что "Саудовская Аравия – не игрок на внешнем газовом рынке, страна добывает ровно столько газа, сколько потребляет".
"Речь идёт о заявлениях наследного принца, которые на мировой рынок не повлияют. Саудовская Аравия экспортёром газа не является. Что касается "Газпрома", произошло снижение цен на европейском рынке – тёплая зима, коронавирус. Это временный фактор, не тренд. Энергопотребление в мире растёт", – сказал Бессель.
Ради прибыли "Газпром" увеличит поставки на внутренний рынок, хотя цена в России ниже европейской.
"Этот год надо просто пережить, ситуация выровняется. Потребности в энергии растут, Европе будет требоваться больше газа, потому что "голубое топливо" – самое экологически чистое, а Старый Свет зациклен на борьбе за экологию. Такая же ситуация и с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Китай будет больше покупать наш газ, вырастут поставки сжиженного природного газа, будет построена вторая ветка "Силы Сибири"", – сказал Бессель.
Но есть ещё одна проблема – перекос в сбыте наших СПГ и сетевого газа. Недавно президент Российского газового общества Павел Завальный заявлял, что объём поставок сетевого газа в Европу в 2019 г. стал меньше, тогда как СПГ – больше. "Поставка сжиженного природного газа (СПГ) в страны, где есть сетевой газ, – ущерб для бюджета России", – говорил он.
По словам Завального, изначально был план поставлять на рынок в Европу не более 20% СПГ, причём идти он должен был только туда, где нет сетевого газа, – в Испанию, Португалию, Англию. Фактически, после он стал поступать в другие страны. 80% сжиженного природного газа поставлено в Европу, туда, где есть сетевой газ. "Конкуренция есть, ее причина – нехватка танкеров для экспорта СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Северного морского пути. Но это снижает выручку и "Газпрома", и государства", – сказал Завальный.
Валерий Бассель не видит утраты перспектив у проектов "НОВАТЭКа" по сжиженному природному газу, он напоминает, что они ориентированы на Азиатско-Тихоокеанский регион, а там спрос будет.
"Китай активно строит СПГ-терминалы, которых в Европе мало. Экономически активная часть населения Поднебесной живёт на юго-восточном побережье, куда выгоднее не тянуть трубопроводы, а привозить СПГ. На АТР мы не были поставщиками газа номер один, однако после появления трубы мы становимся №3 после Катара и Австралии. Лет через пять-семь можем стать первыми за счёт уникальных отношений с Китаем, который с удовольствием покупает наш газ", – сказал Бессель.
Что касается потерь для федерального бюджета, их придётся компенсировать из резервного фонда. В этом нет ничего плохого, так делают многие страны.
"Нам хватит "жирка", чтобы продержаться. А потом пройдёт коронавирус, изменится мировая экономика, зимы станут холодными. Потребление газа будет расти", – сказал Бессель.
И все же, для федерального и ямальского окружного бюджетов (Ямал добывает около 90% российского газа) нынешняя ситуация неприятная, полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
"Чем меньше цены на мировом рынке, тем меньше налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина. В газовой отрасли она давала меньше, чем нефтяная: нефтегазовая отрасль – 40 % дохода бюджета, из них газ – только 15 %, 80% – нефть. Ситуация не столь критична, как падение нефтяных цен, но ощутима", – сказал он в разговоре с Накануне.RU.
"Газпром" меньше заплатит налога на прибыль, меньше будет перечислять дивидендов.
"Вопрос в том, что будет по итогам года. Период низких цен на газ будет дольше, чем на нефть. Нефтяная история связана с коронавирусом: вводятся карантины, страны меньше потребляют углеводородов – самолёты не летают, машины не ездят, в апреле превышение предложения над спросом ожидается на уровне 15-20 млн баррелей в сутки, к концу года цифра может составить 5 млн т. По мере того, как страны будут оправляться от коронавируса, они вернутся к прежнему потреблению нефти. На примере Китая мы видим это", – сказал Юшков.
Он уверен, что во втором полугодии цена на нефть будет восстанавливаться, однако с газом ситуация сложнее.
"Даже до коронавируса сложились обстоятельства, которые вызвали "идеальный шторм": второй год подряд была тёплая зима, "Газпром" и европейские компании закачивали газ в подземные хранилища, ожидая отмены транзита через Украину, который остался, в Азии были тёплая зима, на фоне коронавируса там снижено потребление сжиженного природного газа. Те, кто ориентировался на азиатские рынки, отправляют газ в Европу, то есть цена падает. Также сыграло роль то, что 2019-ый стал рекордным годом по введению мощностей по сжижению газа", – сказал эксперт.
До конца года Россия будет жить с низкой ценой на газ, важным фактором формирования которой станет зима 2020-21 гг. Но влияние Саудовской Аравии тут все-таки преувеличено.
"Важно, как будет чувствовать себя мировая экономика: Китай выздоровел от коронавируса, а Европа и Америка – нет. Когда Поднебесная возвращается к производству, встаёт вопрос о сбыте. Либо у людей нет денег, либо они – на карантине, и чем-то не пользуются. То есть из-за рассинхронизации выход из внешнего кризиса будет затяжным, и газовая область не станет исключением", – сказал Игорь Юшков.
Положительная сторона ситуации – в том, что, например, дешёвые нефть и газ выигрывают межтопливную конкуренцию у возобновляемых источников энергии.
"Более активно разные страны будут переходить на газ – низкая цена стимулирует потребление. Российский рынок становится премиальным: нефть и газ на нём продавать выгоднее, чем за рубежом. Компании могут начать более активно газифицировать страну. Даже там, где газ уже есть, можно заново провести "голубое топливо" – мощности газораспределительных узлов можно увеличить. Возможно, компании поймут, что российские потребители – не обуза, как нам говорят последние годы, а источник прибыли. Может, компаниям будет выгоднее газифицировать населённые пункты, а не конкурентному потребителю за крупные суммы проводить газ", – сказал Юшков.
Говорить о конкретной сумме ущерба для РФ от ситуации на газовом рынке рано – надо посмотреть, что будет по итогам года. При этом компании не будут отказываться от введения новых СПГ-мощностей. Вскоре запустят четвёртую очередь "Ямал СПГ". Пока она выйдет на проектную мощность, ситуация в экономике изменится. Остальные проекты будут вводиться, начиная с 2023 г., переизбыток к этому времени будет снижаться.
"В 2023-25 гг. место более-менее освободится. "НОВАТЭК" рассчитывает на то, что растущий спрос позволит удачно размещать объёмы в период введения "Арктик СПГ-2" и "Обского СПГ". Они примерно синхронно будут введены в середине 20-ых. Тем более, "Арктик СПГ-2" набрал себе акционеров. "Обский СПГ" – личный проект "НОВАТЭКа", иностранных акционеров там нет, технология "арктический каскад" – разработка самой компании. Резона отказываться нет", – заключил Игорь Юшков.