"Пока обнимаюсь с урной". Ветеран не может похоронить мужа-фронтовика из-за карантина
Из-за режима изоляции, введённого в связи с распространением коронавирусной инфекции, в тяжёлой ситуации оказалась ветеран тыла Великой Отечественной войны из Екатеринбурга Аида Намятова. Её муж Виктор Корзунин, воевавший на Курской дуге фронтовик, умер в марте, не дожив несколько месяцев до 99-летия, и предать его земле она не может.
"Время какое сейчас, видите, никуда не поедешь, никуда не пойдёшь", – поделилась она наболевшим с корреспондентом Накануне.RU.
Мы позвонили супругам, чтобы узнать, оказывают ли им помощь в период изоляции и как они относятся к тому, что в этом году Парад пройдёт без ветеранов, и с горестью узнали об утрате, произошедшей в семье незадолго до 75-летия Победы. Аида Намятова признаётся, что особой помощи в быту не ждёт, покупает продукты и ходит в магазины сама, к волонтёрам не обращается:
"Сама себе помогаю, домашние приходят, а так я в основном всё сама делаю. У нас здесь рядышком магазин, поэтому я особенно никого не прошу, покупаю то, что мне надо, сама. Пока я на своих ногах. Сейчас мне особенно тяжело, но по другому поводу - из-за "карантина" Виктор Иванович у меня даже пока не захоронен. Время такое. Нельзя даже урну захоронить - пока с урной обнимаюсь".
15 апреля Аиде Ивановне исполнится 92 года, ветеран тыла всегда выглядела моложе своих лет, а сейчас из-за переживаний очень похудела и ждёт лишь помощи в исполнении последнего пожелания мужа быть захороненным на кладбище, где покоится мать фронтовика. Несмотря на тяжёлую обстановку и смерть супруга, она считает, что Парад Победы нужно обязательно провести именно 9 мая, ведь это важно и для всех живых, и для памяти уже умерших.
Аида Намятова и Виктор Корзунин, архивное фото
– Аида Ивановна, соболезнуем Вам в связи со смертью супруга. Почему возникла проблема, почему его нельзя захоронить из-за режима самоизоляции?
– А к кому обратишься, когда всё закрыто? А нам для того, чтобы всё полностью оформлять, и время надо, и люди нужны, а все сейчас на карантине, так как? Куда ни ткнёшься – везде закрыто всё. Очень сложно.
2 марта у Виктора Ивановича случился инсульт с правой стороны, но он разговаривал, на лице не отразилось, только рука и нога с правой стороны не действовали. Я всё начало марта была в больнице, можно сказать, 11 марта вечером я ушла поздней обычного, он не отпускал меня, только в 11 часов вечера смогла уйти.
Он очень крепко держал меня за руку, никак не отпускал, прощался, видимо, со мной. И 11 числа вечером его уже не стало. Так что мне ещё очень-очень тяжело.
– А на каком кладбище Вы планируете похороны?
– Как он пожелал – так и будем всё делать. У него на "7 ключах" мама похоронена, он хотел только туда. Он столько пережил, столько накопал этой земли, так хотелось его в землю похоронить, но вот его желание последнее мы не можем исполнить из-за режима самоизоляции, карантина этого, "выходных". Сейчас это исполнить не так-то просто.
Конечно, можно было бы, не обращая ни на что внимания, сделать это, машина у нас есть, племянник может помочь, могли бы поехать, но карантин, нужно очень много чего оформлять. Из-за карантина пока всё задерживается.
– Возможно, помочь ветерану Великой Отечественной войны в исполнении его последнего желания согласятся власти?
– И он ветеран, и я труженик тыла, настоящий труженик тыла – в 13 лет я стояла уже у станка на ВИЗе, точила детали для снарядов. Я училась на токарном станке. В то время мы работали без выходных, по 12 часов днём и смена по 12 часов ночью. Это была война. 1,5 года проработала на заводе, потом у меня заболели ноги, меня не выпустили на завод как токаря, а 9 марта 1944 года я уже официально начала работать в Управлении военного снабжения войск НКВД, это угол Малышева и Хохрякова, мне было 15 лет и там исполнилось 16, я была уже допущена к секретным документам. В войну работала с секретными документами, да!
– Вы с мужем каждый год участвовали в параде на 9 мая?
– В Москве – нет, а здесь, да, постоянно. И для нас это всегда было очень важное событие!
– Но вот сейчас карантин – и стоит ли в этом году устраивать парад с ветеранами на День Победы? Хотят перенести на сентябрь, чтобы парад был, но попозже.
– Вы знаете, я думаю, что к этому времени всё-таки должен быть спад, мы все, тех лет люди, считаем, что всё-таки проводить парад обязательно нужно! Должен быть праздник именно 9 мая, ни раньше, ни позже. Ведь это 75 лет Победы, нельзя так просто взять и перенести дату, для нас она слишком важна! Несмотря ни на что, обязательно должен быть парад и ветераны, конечно. Пусть власти предпримут дополнительные меры, лучше подготовятся. Журналисты как раз об этом должны писать и сделать всё, чтобы парад состоялся.
Виктор Иванович хотел бы этого, я уверена, обязательно. Будем надеяться. Насколько мне тяжело, и всё-таки я думаю, что должно всё обойтись.
***
Редакция просит губернатора Евгения Куйвашева разобраться в ситуации и помочь с оформлением документов и организацией похорон.
Обновлено 9 апреля: в ситуацию вмешался депутат Госдумы Дмитрий Ионин, уладил все вопросы и разъяснил гражданам, что нужно делать в подобных ситуациях. Похороны состоятся 10 апреля.
"В тылу жили со Сталиным, на фронте – воевали за Сталина": история Аиды Намятовой и Виктора Корзунина в большом интервью, которое они дали год назад нашим корреспондентам.
Среди боевых наград Виктора Корзунина – орден Красной Звезды, медаль "За отвагу", награждён многочисленными юбилейными медалями. После войны Корзунин работал токарем и слесарем на кабельном заводе в Свердловске, имел звание "Ветеран труда".
Светлая память фронтовику...