Пропускной режим в Москве: законно ли это и ждать ли "собянинских" новаций в регионах?
В Москве с 13 апреля вводится пропускной режим.
Как заявил мэр Сергей Собянин, это сулит ограничения и неудобства, но когда речь идет о здоровье – выбирать не приходится. Решение принято в связи с тем, что не все москвичи соблюдают установленные ограничения.
Отметим, что за последние сутки в России зафиксировано 2558 новых случаев коронавируса, из них в Москве – 1355, в Московской области – 495.
Введение пропускного режима в столице будет проходить в несколько этапов:
- на первом – для поездок на работу,
- на втором – для поездок в других целях,
- на третьем этапе – передвижение внутри района.
Для того, чтобы получить пропуск, на портале госуслуг mos.ru нужно зайти в раздел "услуги", выбрать "получить цифровой пропуск для передвижения по городу". Как сообщают пользователи в сети, на данный момент пропуск можно оформить только на среду. Всего есть три типа пропусков — рабочий, личный и медицинский.
"Небольшой лайфхак – чтобы не быть ограниченным по количеству поездок в неделю – выбирайте посещение медицинского учреждения", – делится один из пользователей.
"Дача и квартира находятся на расстоянии 2 км. Что делать? Нужно ездить туда постоянно, растения и животных перевезти нереально!" – спрашивает одна из женщин в сети.
"А больше всего мне нравится, что ЧС не ввели, а все остальное обязывают. Двойные стандарты?" – жалуется другая.
Пропускной режим в столице – законно ли это?
- Комментирует юрист Дмитрий Аграновский:
– Это сложный вопрос. Конечно, хотелось бы, чтобы все это происходило на фоне введения режима ЧС, потому что это связано в том числе и с материальной помощью гражданам, но почему ЧС не вводят – не совсем понятно.
Вообще же на сегодняшний день какие-то жесткие меры необходимы, так как ситуация пока не улучшается, поэтому у меня отношение к этому сложное. Говорить, что это не нужно – ну никак нельзя. И говорить, что это нужно в том виде, в каком это происходит... скажем так, мы себе раньше представляли введение режима ЧС или ЧП как-то по-другому.
Сейчас фактически москвичи лишены практически всех гражданских прав и на основании пока непонятных нормативных актов. И все это обещают сопровождать большими штрафами. Но какая этому может быть альтернатива?
Вообще в ситуации вокруг этого коронавируса слово "непонятно", наверное, ключевое. Непонятно, откуда он взялся, непонятно, что это такое, непонятно, как все это будет развиваться, непонятно, почему такие беспрецедентные меры принимаются не только у нас, но и во всем мире, хотя это явно не чума и не черная оспа, но если все так делают в мире, то, наверное, все не дураки.
Не хочется как-то "шашкой махать", хочется помочь справиться с ситуацией. С другой стороны – ситуация с правовым обеспечением всего этого развивается по непредсказуемому сценарию. На сегодняшний день я не могу сказать, какие права у нас есть, в каком правовом статусе мы находимся, на что мы по закону имеем право, а на что нет. Конечно, возможности для произвола весьма велики.
Будут ли злоупотребления со стороны правоохранительных органов и органов власти? Тоже неясно. Будем надеяться, что этого не будет, хотя сложно даже предположить, как это все обжаловать. На сегодняшний день можно только констатировать ситуацию:
люди жестко заперты в своих квартирах без источников доходов, и пока не видно никаких перспектив, что эта ситуация изменится, не видно, что власти каким-то образом людям помогут материально. Абсолютное большинство готово соблюдать самоизоляцию, готово выполнять предписания властей, но я опасаюсь, что в ближайшее время у людей могут быть исчерпаны физические возможности – кончатся деньги, кончатся продукты. И тогда перед нами встанут опасности, которые гораздо страшнее, чем коронавирус.
Все равно надо будет как-то эту ситуацию упорядочивать. А вообще мы все дальше выплываем из правового поля.
Кто противится введению режима ЧС в Москве – Кремль или Собянин?
- Комментирует политолог Максим Жаров:
– Я давно выступаю за официальное введение президентом режима ЧС – как минимум он должен был недели три назад введен в Москве. Потому что способы, которые используются московской мэрией – то есть запугивание "пряник-кнут" – они, в общем-то, не имеют никакого смысла.
Людей просто-напросто расхолаживают, люди отказываются верить любым сообщениям, исходящим в том числе от федеральных властей, из-за того, что московская мэрия играет в эту игру.
И с этими цифровыми пропусками возникает в очередной раз и правовая в том числе коллизия, связанная с тем, что ограничения передвижения по городу – это как раз функционал по режиму ЧС. И этот режим ЧС должен быть введен, чтобы эти цифровые пропуска стали легитимны в Москве. А сейчас они не являются легитимными.
И мы видим по возмущению в социальных сетях и по тому, как люди реагируют на эти вводимые меры, что они прекрасно понимают всю нелигитимность происходящего. Поэтому я думаю, что федеральный центр должен быть заинтересован во введении режима ЧС, потому что это позволит успокоить в значительной степени москвичей и это позволит в значительной степени, я думаю, снизить количество заболевших в городе.
Что касается того, кто против, кто за режим ЧС – Кремль или московская мэрия – мне кажется, здесь имеет место действительно определенная политическая интрига. У людей, которые запустили "операцию" с переписыванием Конституции, есть опасения, что после введения режима ЧС все эти процессы "обнулятся". И "обнулится" как раз интрига с переписыванием Конституции. До сих пор не остановлена агитационная кампания, которая давно вошла в противоречие с текущим моментом, с тем, что власти должны разъяснять ситуацию с эпидемией, должны каким-то образом мотивировать людей на то, чтобы они сидели дома. А когда их агитируют за голосование по Конституции – это явно не подразумевает сидение дома.
Есть интерес этих людей [кто не хочет "обнуления" конституционных изменений], есть опасения [у части элит] насчет усиления силовиков и усиления самого Путина. И поэтому, я думаю, режим ЧС на федеральном уровне до сих пор не введен.
Могут ли опыт Москвы повторить в регионах?
- Комментирует председатель комитета заксобрания Свердловской области по социальной политике Вячеслав Погудин:
– 10 числа был заключительный штаб и на нем этот вопрос не обсуждался. На улице гуляет уже значительно меньше людей, и я считаю объективно, что, может быть, не на 100%, но меры, которые предусмотрены указом губернатора и противоэпидемическими требованиями, все же срабатывают. Разобщение произошло и происходит: нет массовых мероприятий. Да и по улице мы видим, что такого количества людей в центральной части или тем более на периферии нет.
А вот в разобщении регионов и их границ не было пока необходимости. Все-таки достаточно сложно в масштабах страны отделиться одному региону. Жизнь не остановить, какие-то поездки, выезды по чрезвычайным ситуациям людей могут быть. Я уже не говорю про командировки. И просто так закрыть границы региона… Такие особо тревожные регионы, как Москва, вводят спецпропуска, определенные ограничительные меры, но это же все равно не полное закрытие Москвы без права въезда и выезда.
- Комментирует депутат Думы ХМАО Виктор Сысун:
– Оперштаб принимает решения в ежедневном режиме. Сегодня может быть одно, а завтра другое. Комментировать действия оперштаба не считаю нецелесообразным. На сегодняшний день губернатор подписала послабление режима. Что будет – можно судить по результатам того, как будет распространяться болезнь в автономном округе. В последние дни новых случаев не было.
- Комментирует депутат заксобрания Пермского края Олег Постников:
– Пока разговоры идут. Но я не могу знать, потому что сам нахожусь на режиме самоизоляции и не вхожу в оперативный штаб. Сегодня у нас будет онлайн-встреча руководства заксобрания с врио губернатора. Я попробую задать этот вопрос. Но вряд ли будет ответ. От многих факторов это зависит – и от экспоненты роста количества заболеваемости, и от индекса самоизоляции. Посмотрим, что будет в Москве.