"Новая историческая политика" — попытка выгнать Россию из Совбеза ООН
МИД Чехии направил России ноту с предложением нормализовать отношения после того, как в этой стране был снесен памятник маршалу Коневу. Хотя ранее Чехия даже отказалась передать монумент российской стороне — на какую нормализацию там теперь рассчитывают?
Зампредседателя Всемирного координационного совета российских соотечественников, руководитель ЧУ "ИАЦ "Институт Евразийской политики" (Казахстан) Максим Крамаренко рассказывает в интервью Накануне.RU, почему все чаще в Европе расправляются с советским наследием и на что направлена такая политика.
— В канун 75-летия Победы над гитлеровским нацизмом в Праге снесли памятник советскому маршалу Ивану Коневу, освободителю Чехословакии и Освенцима, как вы думаете, почему? Неужели в Чехии забыли, что их страна стала одной из первых жертв фашистской Германии?
— Снос памятника маршалу Коневу не стоит рассматривать в одной плоскости. Дело здесь не в забвении своей истории. Чехи, думаю, до сих пор помнят и о злодеяниях нацистов на их территории, и о том, как Гитлером были отторгнуты территории, принадлежавшие им. И там есть люди здравомыслящие, которые понимают, что этот акт вандализма – плевок не только в сторону России. Чехию освобождали все народы СССР. К примеру, ряд чешских городов освободили бойцы легендарной 314 стрелковой дивизии, не давшей в свое время сомкнуться второму кольцу блокады вокруг Ленинграда, сформированной у нас в северном Казахстане. Поэтому снос памятников советским солдатам – это и оскорбление памяти о ратных подвигах казахстанцев в Великой Отечественной войне.
Вопрос заключается в другом, политическая элита Чехии, так же, как и других стран Восточной Европы, участвует в глобальном проекте по созданию нового нарратива, нового прочтения истории Второй мировой войны, в котором СССР будет выступать инициатором и, соответственно, виновником этого глобального конфликта.
— Но ведь не вся элита Чехии поддержала снос памятника. Даже президент Чехии Милош Земан был против.
— Да, против, он об этом высказался. Но от слов не перешел к делу. Ведь была возможность остановить реализацию этого решения, принятого еще в прошлом году. Например, инициировать принятие какого-нибудь закона или иного акта, запрещающего сносить памятники. Но этого не было сделано. Президент Чехии повел себя, как библейский Понтий Пилат, продемонстрировав своим заявлением якобы лояльность Москве, но этот беспредел он в итоге не попытался остановить.
Стоит обратить внимание на то, кто такой Ондржей Коларж, тот самый староста столичного округа Прага-6, принявший решение о сносе памятника. Он из семьи бывшего заместителя иностранных дел Чехии и бывшего посла Чехии в США Петра Коларжа, который сейчас работает в одной из крупнейших лоббистских фирм Соединенных Штатов Америки. В свое время Коларж-старший лоббировал размещение американской радарной системы ПРО/ПВО в Чехии. Сам Ондржей отучился в США и по возвращении в Чехию вступил в партию ТОР 9 (Традиция. Ответственность. Процветание 09), которой руководил в тот период Карел Шварценберг, глава МИД Чехии, (бывший) начальник его отца. Это тот самый Карел Шварценберг, который в 2019 году подписал "Открытое письмо против политических репрессий в России". Как раз через эту партию Ондржей стал старостой округа. Его краткая биография показывает нам, кто стоит за ним – политическая элита Чехии, имеющая связи с США.
— За примерами далеко ходить не надо. Европарламент в 2019 году признал СССР виновником развязывания Второй мировой войны. Какие цели преследуются в формировании новой исторической политики?
— Здесь преследуется несколько целей. Главная из них – это закрепление за СССР статуса одного из основных виновников в развязывании войны. Сейчас принимаются соответствующие международные акты, к которым можно отнести и упомянутую вами резолюцию Европейского парламента "О важности европейской памяти для будущего Европы". В этом документе, действительно, опираясь на пакт Молотова – Риббентропа, европейские политики обвинили СССР в развязывании войны, так как, по их мнению, "два тоталитарных режима, задавшиеся целью завоевать мир, делили Европу на две зоны влияния".
Кроме того, давайте вспомним резолюцию ПАСЕ от 26 января 2006 года "О необходимости осуждения международным сообществом преступлений тоталитарных коммунистических режимов", в которой выражается сожаление, что не было созыва международного суда, аналогичного Нюрнбергскому, чтобы судить коммунистические режимы прошлого. В пункте 3 этого акта указывается, что в первую очередь это касается СССР, "где число жертв намного превысило число жертв, понесенных другими народами". Напрямую этот акт не затрагивает роль СССР во Второй мировой войне, но служит документом, устанавливающим как бы истину об СССР как о государстве, "исповедующем тоталитаризм", то есть "совершившим массовые преступления, грубо нарушающие права человека".
Неслучайно в ряде государств, например, в Польше, приняты аналогичные акты в отношении СССР. То есть, такие государственные документы штампуются для простых граждан, в основном молодежи, не знающих реальной истории, чтобы создать своеобразную доказательную базу, якобы подтверждающую вину СССР в развязывании Второй мировой войны, и тем самым легитимировать эту позицию.
Можно предположить, что существовавшую ранее Организацию Варшавского договора могут в ближайшее время признать формой оккупации Восточной Европы.
— Для чего все это нужно?
— Обвиняя Советский Союз в том, что он является "государством-агрессором, таким же, как гитлеровская Германия", США подводят к мысли мировое сообщество, что Россия, как правопреемник СССР, не по праву занимает место в Совете безопасности ООН. И в случае, если будет принято решение о проведении реформы ООН, допустим, с предложением модернизировать ее органы, думаю, США с союзниками не упустят случая поднять вопрос о членстве России в Совете безопасности, как раз опираясь на международные и страновые акты, признающие Советский Союз страной-агрессором во Второй мировой войне. Кстати, и внутри России под разными предлогами звучат призывы некоторых радетелей общечеловеческих ценностей отказаться от правопреемства СССР, следуя букве и духу европейских антироссийских резолюций, ввиду того, что якобы советский период был преступным.
А что такое потерять статус члена СБ ООН?! Это значит превратиться из державы в обычную страну и быть лишенным возможности политическим путем сдерживать натиск Запада, приближение к своим границам его военной инфраструктуры, и перестать быть гарантом безопасности в регионе Ближнего Зарубежья, да и, пожалуй, во всем мире.
Ну и, наконец, память о подвиге советского народа, принявшего основой удар гитлеровской военщины на себя, понеся колоссальные потери, в то же время добившего врага всего человечества в его же логове, является мощной "soft power" современной России. Благодаря ей происходит реинтеграция постсоветского пространства, которая положительно воспринимается в широких массах населения этих стран. Ведь мы совершили эту Победу, потому что были вместе. И память об этом служит мощным фундаментом для развития сотрудничества между народами бывшего СССР.
Кроме этого, Победа над нацизмом – это один из стержней российской государственности. Политическая нация рождается в конфликте. Так завершением рождения советского народа можно считать именно Победу в Великой Отечественной войне, большая часть которого после геополитической катастрофы 1991 года преобразовалась в российскую политическую нацию. Но и для современных россиян 9 мая 1945 года — один из основных маркеров национальной идентичности, убрав который, можно ослабить, вплоть до этнической сегментации, российскую нацию.
— Как вы считаете, можно ли противодействовать такой исторической политике Запада?
— Не можно, а нужно! В этом ключе очень своевременно предложение о внесении поправки в Конституцию РФ, защищающей память о подвиге народа в Великой Отечественной войне. Если она будет принята, то система исторического образования, сфера СМИ, и даже, думаю, правоохранительные органы в России должны будут на неё ориентироваться, ведь память о Победе получит конституционную защиту. И желающих исказить или фальсифицировать историю Великой Отечественной войны в самой России должно поубавиться. Сейчас, еще до принятия этих поправок, президент России подписал поправки в Уголовный кодекс, устанавливающие ответственность за акты вандализма в отношении воинских памятников как не территории своей страны, так и за ее пределами.
Было бы неплохо, если бы страны, входящие в ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, а, возможно, и в ШОС, приняли международный документ с аналогичными формулировками, который задавал бы единое направление в исторической политике государств-союзников в части памяти о Великой Отечественной и Второй мировой войнах.
Мы победили в Великой Отечественной войне вместе, вместе нам надо и защищать память об этой Победе.