Эпоха транзита и её "транзитные пассажиры"
Нервозность в элитах возрастает по мере приближения определенных событий, суть и сценарий которых, видимо, пока знает лишь одно лицо – Владимир Путин. Отсюда – бесконечные "наезды" через определенные СМИ то на Сергея Собянина, то против Михаила Мишустина, не первый месяц "хоронят" (в смысле отставки, не подумайте чего!) первого замглавы Администрации президента Сергея Кириенко. В общем, развлечений с перетрясыванием "грязного белья" публике хватает…
Накануне.RU собрало все имеющиеся на сегодня версии борьбы внутри элит, тем более что вновь и вновь все это происходит на фоне непонятно когда предстоящего голосования по Конституции. Что может стать очередным поворотным моментом.
Собянин просчитался
Безусловно, дата 15 января 2020, когда Путин выступил с посланием, запустившим процесс "транзита власти" в долгосрочной перспективе, стала и станет неким водоразделом, точкой отчета, фронтиром в истории путинской России последних двадцати лет. В тот же день, напомним, в системе власти начались тектонические сдвиги, ушел непотопляемый премьер Дмитрий Медведев – это из видимых событий. Но были события и невидимые для глаз широкой публики: скажем, кандидатура на пост премьера изначально значилась в лице московского градоначальника Сергея Собянина (наряду с пятью другими претендентами), однако, в последний момент Владимир Путин в своем дзюдоистском стиле все переиначил, и всплыла фигура главы ФНС Михаила Мишустина. Что, говорят, вызвало в определенных кругах поначалу и шок, и трепет, и недоумение, и раздражение. Но с президентом не будешь же спорить?
Собянин, чье продвижение в январе в премьеры было, судя по всему, заблокировано появлением Мишустина, в период до начала новой попытки "транзита власти" может стать вице-премьером. Тем более что Мишустин вовремя или не вовремя заболел короновирусом и ушел на самоизоляцию, а Путин сделал и.о. премьера Андрея Белоусова. С неясным, как обычно, набором полномочий – Мишустин дистанционно продолжал работать и участвовать в совещаниях, так что кто премьер в этой ситуации – было непонятно.
Если честно, что-то подобное на нашей памяти происходило лишь однажды, а именно в 2004 году, когда Путин после отставки премьера Михаила Касьянова неожиданно для всех назначил на его пост мало тогда известного Михаила Фрадкова, кстати, экс-главу налоговой полиции, министра, а потом какого-то чиновника в представительстве Евросоюза. Тогда тоже много говорили и писали о "техническом премьере", сравните это с мнением о Мишустине…
"Мытарь", "счетовод" и т.д и т.д – это еще самые мягкие эпитеты в момент назначения Мишустина, тут же и как обычно вовремя появилось расследование Навального о якобы многомиллиардных активах семьи (или близких лиц, типа зятя) премьер-министра, в общем, все по правилам и по "темникам". Которые готовятся, не исключено что в соседних с премьер-министром кабинетах…
Но и прочие активные участники политического процесса и возможные бенефециары "транзита" получали и получают свою порцию критики и, образно говоря, "помоев". Только ленивый за последние месяцы не прошелся по действиям Собянина и его команды в Москве, вспомните – то начинается кампания по критике неуклюжих действий по введению пропусков и скопления москвичей на станциях метро, то раздаются крики о недостаточности предпринимаемых мер и чуть ли не халатности московской мэрии.
Отдельные депутаты Московской городской думы совместно опять же с Навальным тут же находят завышенные по ценам закупки масок, которые продаются в метро и, разумеется, на этом якобы стремятся нажиться и мэр, и его окружение. Правда, скоро выясняется, что это совсем не так (по ценам и закупкам), но кому это интересно? Информация запущена и бьет по мэру, а на самом деле – по амбициям Собянина занять более высокий пост в Правительстве.
Остановил московскую экономику – разрушает городскую жизнь, обрекая людей на нищету. Запустил стройки и ввел послабления – потакает низменной наживе строительных олигархов и т.д., провоцируя рост зараженных.
В общем и целом, конечно, Собянин как "главный" мэр в стране, конечно, всегда был и будет под ударом недоброжелателей. Но поначалу цель и траектория Собянина после объявленных реформ была, напомним, другой – пост премьера и, возможно, получение статуса "преемника".
"Кабинет министров является управляющим финансовыми потоками, – отмечает политолог Максим Жаров, – и чем больше каких-либо потоков, связанных с инфраструктурными или национальными проектами, курирует вице-премьер, тем выше его аппаратный вес, который в отдельных случаях может превосходить аппаратный вес премьер-министра. За Собяниным стоят очень серьезные люди, желающие ухода Путина".
Напомним, что еще недавно любые действия и заявления московского градоначальника рассматривались частью экспертного сообщества как начало кампании… по перехвату власти, правда, кампании неудачной, чуть не объявленной фальстартом теми же политологами позже.
Как быть с голосованием по Конституции?
Самый на сегодня главный и нерешенный пока вопрос внутренней политики и, соответственно, дальнейшего вектора "транзита" – это, разумеется, всенародное голосование по Конституции и поправкам, которое президент твердо пообещал провести. Но, честно говоря, все это сейчас больше напоминает тот самый чемодан без ручки – тащить неудобно и бросить нельзя! В самом деле, все принято, утверждено, подписано, есть заключение Конституционного суда о возможности Путину переизбираться. Спрашивается, какого рожна еще надо?
В том-то и дело, что надо, как многие считают! Говорят о "легитимации" процесса для внешних и внутренних наблюдателей, об еще каких-то причинах, звучит это все, конечно, настолько надумано и вычурно, что лишний раз не хочется разбираться.
А вот что может стать для многих действительно бонусом в этой игре, так это попытка так или иначе обыграть результаты голосования. Явку, или провал таковой, например, в отдельных регионах. Попытаться "свалить" собственных политических противников из-за провалов или наоборот, попытаться приписать себе реальные или выдуманные достижения всеобщего "одобрямс-с!". Есть, есть где разгуляться, особенно на местах, в регионах местным начальникам, подготовка сейчас идет полным ходом.
Кстати, того же Кириенко не раз обвиняли в телеграм-каналах в некомпетентности и провале затеи с правкой Конституции, в результате чего появился неведомый и диковинный конструкт, с которым стране предстоит жить какое-то время. Справедливости ради стоит отметить, что затея с мягким вариантом ухода Путина на какой-то значимый пост готовилась совсем в других условиях, с осени 2019 года, и предполагала, очевидно, совершенно другой сценарий, темп развития событий и т.д. Предвидеть все случившееся ни Кириенко, ни еще кто-то не могли, возможно, и самого Путина к реализации сегодняшнего плана подтолкнули неведомые обстоятельства и факторы. Так что обвинять Кириенко в "некомпетентности" совсем уж не с руки, остальные участники оказались ровно в таком же положении, вынужденно следуя за логикой и ходом событий…
Если совсем грубо упрощать ситуацию, страна в очередной раз оказалась на развилке двух или более дорог. Модернизация и изменения, либо консервация существующих порядков для сохранения власти господствующего класса. При этом первый вариант – мягкая модернизация, естественно, не предполагает также революционных телодвижений.
"Партия служения" и "Партия демобилизации"
Доктор политических наук Сергей Обухов считает, что при всей умозрительности деления борящихся сторон – условных "Партий служения" и "Партии демобилизации" – эту схему все-таки можно принять для удобства анализа. "Партия служения" представлена силовиками, близкими к Путину – Николем Патрушевым (секретарь Совбеза), ресурсным Игорем Сечиным и… Дмитрием Медведевым, недавно еще имевшем репутацию некоторого либерала и "модернизатора". Но так легла карта, и теперь отставленный премьер – заместитель руководителя Совбеза Путина, а не заместитель Патрушева! Это обстоятельство важно и стоит помнить об этом.
"Партия демобилизации" (еще известная как "Партия Госсовета)" – это в широком смысле "группа товарищей", осознающих необходимость назревших перемен, хотя бы очень мягких и очень постепенных. Сюда относят с оговорками клан миллиардеров Ковальчуков, главу "Рестеха" Сергея Чемезова, того же Кириенко и Мишустина. Не заметить "технологический" бэкграунд большинства из них невозможно, именно по своему жизненному опыту, воспитанию, взглядам они отличаются от силовиков-охранителей типа Патрушева и Сечина. Повторимся, при всей условности такого деления.
Тактически к этим группам могут в разное время примыкать, либо отдаляться и другие политические силы и игроки, в этом смысле не до конца прояснена роль, например, спикера Госдумы Вячеслава Володина, который время от времени пытается делать осторожно "свою игру". Некоторые склонны видеть, например, за отдельными наездами на Собянина и Кириенко именно что руку Володина, но это, как говорится, "темное дело".
В целом и общем, судя по недавно принятым поправкам Госдумой по избирательному законодательству, в ближайшем будущем предполагается все-таки сохранить в том или ином виде действующую конструкцию из четырех-пяти (или трех) политических партий, которые на арене с начала "нулевых". Никаких импровизаций, по-видимому, никто не допустит – "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" с привычными и приевшимися до оскомины лидерами-"оппозиционерами".
Толковать это как победу "патрушевских" и "Партии служения" мы пока все-таки поостереглись бы. Наши источники отмечают другое важное обстоятельство, связанное с внутренними раскладами в России и напрямую завязанное на ситуацию внутриполитическую… в США. Некоторые представители российской властной элиты давно и прочно являются клиентелой Запада, тот же Кириенко и его связи с западными политическими кругами появились еще в далекие 90-е годы.
Сергея Владиленовича знают и главное – доверяют ему с тех самых пор, когда его действиями во многом было предоотвращено растаскивание атомного арсенала развалившегося СССР по союзным республикам, чего панически боялись на Западе. Действительно, представить себе, что вместо одной ядерной державы на пространстве бывшего Союза появилось бы 5-10 членов "атомного клуба" – это катастрофический сценарий. Преодоленный, повторимся, в том числе и усилиями Кириенко. В глобальную элиту, заседающую в Давосе, давно и прочно включен Анатолий Чубайс, да и глава ВТБ Андрей Костин обычно не чурается таких посиделок. Минфин США потому и гоняет российского олигарха Олега Дерипаску, потому что считает его своим "подданным", впрочем, как и многих и многих подобных ему.
Короче говоря, часть российской политической и бизнес элиты давно и прочно ориентирована на налаживание нормальных отношений с западным миром и тамошними элитами. "Крым наш!" – это в их понимании все-таки для внутреннего потребления, при том, что о каких-либо уступках по этому и ряду других вопросов на пространстве СНГ речь, естественно, не идет…
И по данным наших источников, именно Кириенко однозначно "заточен" на Демократическую партию США, что логично. Демократы всеми силами пытаются пятый год утопить ненавистного выскочку Трампа, за которым в свою очередь стоит национально ориентированный крупный бизнес Штатов, военно-промышленный комплекс и те самые "рэднеки" – обычные, как правило, белые американцы-работяги, уставшие от вывертов типа ЛГБТ-сознания, глобалистских штучек и прочего. Нет сомнений, что часть идеологии Трампа легко будет подхвачена и усвоена и в России – помните обещание Владимира Жириновского выпить шампанского за победу Трампа в 2016 году? И выпил же в Госдуме!
В общем, взаимоотношения с нашим главным геополитическим партнером в мире – США – все так же остаются фактором российской внутренней политики, как и прежде, и в грядущих раскладах любой вменяемый игрок должен учитывать эти вещи. Несмотря на все заявления последних лет о "развороте на Восток" и прочее – Евросоюз и США как "старший партнер" по-прежнему для старушки Европы остаются главными российскими стратегическими союзниками-противниками. Тем паче что Китай и его руководство также избегает делать какие-то ясные заявления о равноправном партнерстве и уж тем более – о тесном союзе и обязательствах. Дружба дружбой, но на китайских принципах и условиях.
Уравнение со многими неизвестными
На происходящее сегодня влияет множество факторов как внутренней, так и внешней природы. И, наверное, никто не поручится, что есть какой четкий план, или даже "план Б" на случай непредвиденных обстоятельств, который держит в голове мудрый правитель и который до поры до времени не показывает никому и не озвучивает. В том-то и дело, что Путин и все другие околокремлевские игроки решают задачку со многими неизвестными и исход решения этой задачи, включая результаты "транзита власти", никому пока неизвестен.
Безусловно, мощнейшим фактором стала эпидемия короновируса в мире, вызов, на который каждая страна и её элиты должны были найти свой адекватный ответ. Говорить о том, что такой ответ найден и он купирует все риски – пока рано, буквально на днях появились сообщения, например, что в Китае пришлось срочно изолировать порядка 100 млн граждан. То есть началась вторая волна эпидемии, и сколько это все продлится – никому неизвестно. В России персональную ответственность за происходящее в регионах предложили нести главам субъектов. И главы занервничали – во-первых, потому что привыкли по большому счету мало за что отвечать, во-вторых – на местах действительно не так много ресурсов, а главное толковых и компетентных кадров, способных на ответственную и вменяемую политику. Отсюда некий разброд и шатания, которые начались в первое время, когда кто-то начал перекрывать дороги федерального значения (!), охотиться на собственных граждан с помощью полиции и грозить им разными карами. Отдельный разговор, как обычно, с выплатами медикам – как всегда бюрократический аппарат оказался не готов к быстрым и адекватным решениям, что привело в ярость президента.
С другой стороны, положа руку на сердце – а что, у нас в других вопросах бывает по-другому? Если на прямых линиях Владимир Путин должен в прямом эфире решать проблемы подсыпки дороги или прокладки водопровода до населенного пункта, то о качестве управления в стране на местах это многое говорит. Проблемы короновируса просто ярче "подсветили" эту данность.
Завершая, вернемся к тому, с чего начали. Буквально сейчас в больших кабинетах решается, по-видимому, вопрос по голосованию о поправках в Конституцию. Объявлено о дате проведения и формах будет, судя по всему, в ближайшее время. От изначальной идеи инициаторам этой затеи пришлось все-таки отступить, предполагалось, что голосование в очередной раз станет триумфом политики Владимира Путина. А в связи со сложившимися обстоятельствами голосование, во-первых, превращается в головную боль для организаторов, а во-вторых, мало у кого из граждан способно вызвать интерес.
Но провести, как мы отмечали, надо, на том и остановимся…