Виктор Алкснис: Так и кто мы, откуда и куда мы идём?
14 октября 2019 г. я разместил публикацию по поводу судьбы Уральского приборостроительного завода (ныне входит в "Ростех").
Тогда, в разгар скандала по поводу планов строительства в Екатеринбурге православного храма на месте сквера в центре города, против чего выступили многие жители города, был проведен опрос. Большинство опрошенных проголосовало за то, чтобы строить храм на месте бывшего Уральского приборостроительного завода. Завод в условиях отсутствия оборонзаказа многие годы находился в предбанкротном состоянии и агонизировал. Производство свертывалось, заводские цеха сносились, производственные помещения сдавались в аренду.
А ведь в советские времена этот завод был единственным в России предприятием, выпускавшим гироскопические приборы, необходимые для навигации и ориентации в пространстве самолетов и вертолетов, т.е. был стратегическим предприятием. Но выяснилось, что Российской Федерации гироскопы для навигации летательных аппаратов не нужны.
И последним актом этой трагедии стала передача главного корпуса УПЗ в аренду коммерческим структурам, а на крыше появилась символическая надпись: "Кто мы, откуда, куда мы идем?"
Часть производств УПЗ, в том числе производство медицинской техники, перевели за город на 25-й километр Челябинского тракта.
УПЗ стал одним из основных российских производителей аппаратов искусственной вентиляции легких, которые оказались крайне востребованными в ситуации эпидемии коронавируса. Казалось бы - все прекрасно, завод ожил.
Но проблема в том, что, по всей видимости, производство аппаратов ИВЛ заключалось лишь в отверточной сборке из китайских комплектующих. Производство отечественных комплектующих для аппаратов ИВЛ в России отсутствует, оно было уничтожено в ходе деиндустриализации страны, проводимой на протяжении 30 лет. А китайские комплектующие по многим параметрам не соответствуют мировым стандартам, зато они дешевы.
1 июля 2019 года правительство РФ в рамках политики импортозамещения запретило покупать аппараты ИВЛ из-за рубежа. Однако поскольку в условиях рынка главное это получение прибыли, а не забота о здоровье граждан, то хитроумные коммерсанты изобрели способ обойти этот запрет. Они стали закупать в Китае дешевые комплектующие и собирать из них аппараты ИВЛ, выдавая их за российскую продукцию.
9 и 12 мая в больницах Москвы и Петербурга, где эксплуатировались аппараты ИВЛ "АВЕНТА-М", произошли пожары, жертвами которых стали шесть пациентов с COVID-19. Так, один пожар произошел в городской клинической больнице имени С. И. Спасокукоцкого в Москве, погиб один человек. Второй пожар — в больнице Святого Георгия в Петербурге, скончались пятеро.
По мнению следствия, спровоцировать пожары могли сбои в работе аппаратов ИВЛ, произведенных на Уральском приборостроительном заводе. Сейчас российские медучреждения отказались от использования аппаратов "Авента-М" до выяснения обстоятельств трагедий.
И вспоминается символическая надпись на крыше бывшего главного корпуса Уральского приборостроительного завода: "Кто мы, откуда, куда мы идем?"
Эта надпись касается не только УПЗ, но и всей России. Она касается каждого из нас.
Экс-депутат Госдумы, полковник ВВС в отставке Виктор Алкснис