Если у нас есть резервы ИВЛ и статистика заболеваний пошла на спад – зачем США отправляют нам еще ИВЛ?
США направили в Россию медпомощь в виде партии аппаратов ИВЛ. Произошло это после возгораний приборов в двух больницах (по какой причине – выясняет следствие) – в Москве и Санкт-Петербурге, из-за чего Росздравнадзор приостановил их эксплуатацию. А ведь только-только президент России Владимир Путин в прямом эфире хвалился, что в стране создан резерв ИВЛ. Еще совсем недавно наша страна продавала и даже с приплатой отправляла те же аппараты в другие страны, в том числе и в Штаты.
Как говорится в сообщении Совета национальной безопасности США, их гуманитарная помощь, отправленная в Россию, спасет жизни в самом пострадавшем городе России – Москве.
Так что же теперь – признать резерв недействительным, а отечественную сборку и импортозамещение проваленными? И если аппараты все-таки понадобились, то, может быть, и официальная статистика, которая начала снижаться сразу после распоряжения президента о прекращении "выходных", – тоже не соответствует действительности? Своим мнением с Накануне.RU поделился член комитета Госдумы по охране здоровья, врач со стажем Алексей Куринный.
– Значит ли эта поставка, что резервы ИВЛ в России, о которых недавно говорил президент, теперь не используются, и срочно понадобилась замена?
– Резервы во многом были сформированы как раз за счет аппаратов, эксплуатация которых теперь временно запрещена. Поэтому я думаю, если речь идет о гуманитарной помощи, то дареному коню в зубы не смотрят – дополнительные аппараты пригодятся, несмотря на то, что пока информации об их нехватке, о дефиците не поступало ни из Москвы, ни из каких-то других регионов.
– Кто будет отвечать в итоге за эти пожары, на ваш взгляд? Найдут "козла отпущения", условного чиновника?
– Здесь вопрос к конструкции аппарата – аппарат должен быть надежный, безопасный. И если на каком-то этапе произошла ошибка, то и должен отвечать соответствующий сборщик, если речь о самом аппарате. Либо, если речь идет о сетях, инфраструктуре – то те, кто утверждал документацию, проект. Если же говорить о чиновниках, то здесь сложно будет чиновника зацепить даже при всем желании…
– Ну а за импортозамещение, которое зачастую осуществляется путем сборки чужих комплектующих и наклеивания ярлыка "сделано в России", должен кто-то отвечать?
– Никто и не скрывает, что половина деталей в этих аппаратах импортные и по большей части китайские. Секретов из этого никто не делает. Вопрос в надежности деталей и схем. То есть, скорее всего, технический. Я сомневаюсь, что кто-то закупал одни детали, а ставил другие, хотя не могу исключить и такое. Какие-то неподходящие по конструкции – это тоже может быть, но это, опять же, максимум – уровень компании, которая осуществляла сборку.
– Ранее мы также отправляли помощь в США с теми же аппаратами ИВЛ, с другой медпомощью, частично даже за счет собственных средств – почему? Не предполагали, что может самим понадобиться? Был избыток?
– Это все политические игры. Понятно, что у России на тот момент не было достаточного количества аппаратов, резерва точно не было. Это был какой-то политический шаг. Так же, как и, возможно, сейчас обратное решение продиктовано больше политическими соображениями, чем реальными опасениями за жизни наших граждан со стороны США.
Мы отправляли и во многие страны аппаратуру, в которой нуждались сами, и даже средства индивидуальной защиты. Не думаю, что там был какой-то расчет, что кто-то вернет и ответит тем же. То, что теперь аппараты ИВЛ направили назад – хороший дружественный шаг, мне кажется.
– В целом, как смотрите на статистику по коронавирусу? В резком улучшении ситуации нет политического подтекста?
– Я достаточно спокойно отношусь к этим цифрам. Я прогнозировал, что они будут постепенно снижаться после того, как было принято решение не продлевать "выходные дни" и выходить из режима самоизоляции.
Решение было продиктовано скорее экономическими причинами, а отнюдь не противоэпидемическими. Естественно, сейчас это решение надо будет оправдывать. Я этой статистике, исключительно положительной, которая идет после принятого решения, несильно доверяю – как по заболеваемости, так и по смертности. Сейчас в любом случае это будут явные и неявные попытки сгладить ситуацию и показать, что принятое решение – правильное. Хотя выход на пике заболеваемости из режима самоизоляции – это опыт только России, никто по этому пути не шел.