Связи Дубровского оставили Челябинск без нового полигона ТКО
Челябинск на неопределенный срок останется без нового полигона ТКО. Региональные власти фактически признали "временный" полигон твердых коммунальных отходов в Полетаево, который должен был функционировать до момента ввода нового объекта в Чишме, постоянным. Регион расторг концессионное соглашение с АО "Управление отходами" по строительству полигона и мусоросортировки в Чишме, ссылаясь на то, что параметры проекта сильно устарели. Эксперты отмечают, что концессионера придется по менять по прямым политическим причинам. Дело в том, что крупную стройку этой компании отдал теперь уже бывший губернатор Борис Дубровский (который подал в отставку на фоне громкого коррупционного скандала с дорожными аукционами). Между тем пока отсутствие нового полигона нагружает карманы челябинцев. Подробности в материале Накануне.RU.
Правительство Челябинской области расторгло концессионное соглашение с АО "Управление отходами" по строительству объектов в Чишме и двух мусороперегрузочных станций в Челябинске. Решение связано с тем, что параметры объекта необходимо пересмотреть и принять по обоюдному согласию сторон. До 1 сентября инвестор вернет области земельные участки и результаты изысканий, а министерство экологии подготовит новую концепцию объектов. После этого будет объявлен новый конкурс на поиск концессионера. На данный момент, согласно территориальной схеме размещения отходов, отходы в Челябинском кластере свозятся под Челябинск на полигон Полетаево.
Несмотря на расторжение соглашения, правительство региона намерено сохранить площадку в Чишме для реализации концессионного соглашения. Как сообщили в Накануне.RU в региональном министерстве экологии, земельный участок по-прежнему полностью пригоден для строительства объекта, что подтверждено инженерными изысканиями, проведенными в 2017 году.
Сейчас формируются параметры объектов нового концессионного соглашения, исходя из необходимости обеспечивать сортировку отходов ближе к местам их образования с целью извлечения максимального количество полезного сырья до погружения его в крупнотоннажный транспорт и вывоза за пределы города неутилизируемых остатков для захоронения.
"В настоящее время на полигоне в Полетаево реализуется инвестиционная программа. Отходы размещаются на 2-ой карте, емкостью 330 тыс. тонн, сейчас строится 3-я карта. Введены дополнительные мощности по сортировке отходов. Минтариф утвердил им инвестиционную программу в октябре 2019 года со сроком строительства 3-й карты 2020-2021 год, с увеличением мощности сортировки со 100 тыс. тонн/год до 600 тыс.тонн/год к 2022 году. Полигон в Полетаево будет существенно разгружен после создания новых объектов по концессионному соглашению и продолжит работать до исчерпания его вместимости", – сообщили в министерстве экологии Челябинской области.
Там добавили, что обязательная сортировка отходов перед их захоронением является требованием законодательства. Для обеспечения выполнения этого параметры будущего концессионного соглашения будут направлены не столько на строительство полигона, сколько на создание инфраструктуры по сортировке отходов – то есть мусоросортировочного комплекса.
По мнению политолога Александра Подопригоры, в действительности контракт был расторгнут по причине того, что в концессию с "Управлением отходами" были изначально заложены избыточные мощности. Часть объектов, например, колоссальные мусороперегрузочные станции, вообще не нужны, другие же неоправданно дороги, что в конечном итоге легло бы на плечи жителей ввиду того, что в тариф заложен возврат инвестиций концессионера.
"Московскую компанию "Управление отходами" привел в регион экс-губернатор Борис Дубровский, — отмечает Александр Подопригора, — и, предположительно, отдал им концессии в обмен на то, что строить будут его фирмы. Так и было – знаменитую дорогу к несуществующему магнитогорскому полигону построила за 134 млн руб. (теперь она заброшена и местами размыта) именно фирма Дубровских "Челябстройкомплект". А до Чишмы у них просто руки не дошли – губернатора сняли, а потом и в "Управлении отходами" руководство поменялось по весьма деликатным причинам. Теперь решение по этим объектам принято (уже губернатором Алексеем Текслером), но опять странно половинчатое, поскольку нет ответа на два главных вопроса.
- Во-первых, когда и где все-таки будет строиться новый полигон ТКО для Челябинска, или власти открыто признают, что "временный" полигон в Полетаево становится теперь постоянным?
- Во-вторых, почему прямо противоположное решение принято по концессионному соглашению с тем же самым АО "Управление отходами" в Магнитогорске?".
Председатель координационного совета при губернаторе Челябинской области по вопросам экологии Рашид Исмаилов подтвердил Накануне.RU, что расторжение концессионного соглашения в первую очередь связано с тем, что устарели и нуждаются в пересмотре параметры планируемых объектов. Дело в том, что с даты заключения концессионного соглашения изменилось законодательство, принят региональный закон о раздельном сборе отходов, а также изменены проектные характеристики полигона в п. Полетеаво (увеличена его годовая мощность и емкость).
"Нет необходимости в строительстве объектов той мощности, которая была предусмотрена концессионным соглашением. Признано нецелесообразным создание крупных мусороперегрузочных станций в черте Челябинска, вместо этого есть смысл организовать сортировку отходов ближе к местам их образования и извлечь максимальное количество полезного сырья до погружения его в крупнотоннажный транспорт с целью вывоза за пределы города неутилизируемых остатков для захоронения", — рассказал собеседник издания.
Более того, по его словам, реализация концессионного соглашения в прежней редакции могла бы привести к риску значительного увеличения стоимости коммунальной услуги по обращению с ТКО, поскольку все инвестиции по созданию объектов учитываются при формировании тарифа регионального оператора.
"Внесение изменений в параметры планируемых объектов инфраструктуры необходимо для исключения формирования избыточных мощностей объектов и повышения тарифа для населения. Логистика на существующие полигоны учтена при формировании тарифа регионального оператора, а расположение новых объектов обращения с ТКО планируется с учетом источников максимального образования отходов и оптимизации транспортных плеч до таких объектов", — резюмировал эксперт.