Протесты в США под маской Джокера. Рассказ очевидца
Жесткий арест в Миннеаполисе чернокожего подозреваемого Джорджа Флойда, который закончился его смертью, вылился в массовые протестные выступления по всей стране, сегодня в городах процветает мародерство, а афроамериканцы выходят на улицы с плакатами "Kill cops". Нам удалось связаться с очевидцем происходящих событий Екатериной Полетаевой – бывшим журналистом из Екатеринбурга, которая 2,5 года живет в Сан-Франциско (этот город тоже охватили погромы). Она отмечает, что вопрос расизма действительно актуален в США, но и полицейские часто сами боятся "черных", которые в своем большинстве представляют низшие слои общества. Таким образом их протесты приобретают социальный характер, некоторые выходят на улицы в масках Джокера.
– Екатерина, расскажи, где ты находишься, насколько это близко к эпицентру протестов? Что происходит конкретно у вас?
– Протестующие называют это silence protests, когда ты должен высказать свою позицию про убийство черного парня. Но заканчивается все мародерством. Страдают даунтауны в первую очередь. В Сан-Франциско, где я живу, разгромили центральную Market street, все дорогие магазины разрушены. А они только недавно открылись, и сегодня был последний день карантина.
– Участники погромов – чернокожее население? Или "белые" тоже участвуют в этом? Кто состоит в этом скандальном движении "Антифа", которое Трамп хочет признать террористической организацией?
– "Белые" тоже вышли на улицу высказать недовольство. Все нации на улице с протестом. "Черные" выходят с плакатами "Kill cops". Примечательно, что действуют волонтерские движения, которые потом чистят город от погромов, отмывают граффити.
– Ты упомянула карантин. Стало ли недовольство людей, долгое время находившихся в изоляции, одним из катализаторов уличных выступлений? Или это не более чем случайное совпадение?
– Совпадение странное, конечно. Многие связывают это с выборами – мол, политикам просто нужно оставить нас дома. А у нас бездомных еще больше стало на улицах... хотя их по калифорнийской программе заселяли в отели, которые стояли без дела.
– А как насчет социального положения тех, кто участвует в погромах? Это в основном бедные люди? Низшие слои или не только?
– На протестах в Лос-Анджелесе даже Ариана Гранде была. Но погромы в основном от "черных", хотя не только они в этом участвуют.
– Насколько серьезны столкновения с полицией? Доходит до жертв среди населения и самих правоохранителей?
– Они нападают на полицейских, провоцируют их на агрессию. Есть убитые среди них. Но самое важное – они убивают владельцев бизнесов, которые стараются защищать магазины от погромов. Сеть Walgreens закрыла все магазины. Сегодня они призывали идти грабить "белых".
– Но почему нападают на владельцев бизнеса? Они ведь не олицетворяют государство, которое, вроде бы, и стало причиной недовольства?
– Они громят в первую очередь департаменты полиции, а владельцы магазинов в их понимании – "это капиталисты, которые на них наживаются". На самом деле многие идут тупо воровать "Гуччи", Apple store, Pandora. Они первые полетели. В Чикаго у конной полиции отобрали лошадей, чтобы просто погонять по ночному городу.
– Есть в этом какая-то обида на социальное расслоение – кто-то богат, а кто-то беден?
– Я бы не связывала это с расслоением. У "черных" очень много соцгарантий. Выплаты от государства, скидки на учебу огромные, пособия на детей. Они живут в соцжилье. Я, кстати, у них снимаю. Плачу 1300 за комнату. А соседка-афроамериканка за двухэтажную квартиру 200 баксов платит.
– То есть, хочешь сказать, уже как бы диктатура меньшинств получается, в правах и соцобеспечении они не обделены?
– США перед ними извиняется, как может. Чернокожие не обделены, они просто не хотят работать. Не говорю за всех, говорю за те случаи, которые знаю. Хотя вот я учусь с "черными" ребятами – талантливые сценаристы и актеры. Они трудяжки.
– Многие хотят просто сидеть, получать пособия и вот это все?
– По-честному, здесь и правда процветает расизм, который порожден страхом, что черные берут все силой. Когда "черный" полицейский убил австралийку – большого скандала не было. Когда "белый" убил "черного" преступника – все вышли на митинги. Причем этот полицейский был не один. Пятеро полицейских было вокруг, один снимал на камеру. И никто не остановил.
– Тут, конечно, многие вспоминают фильм "Джокер". Он был какой-то предтечей? В США сейчас этот фильм как упоминают в связи с событиями? Он реально отражал имевшиеся настроения, или казался просто страшилкой?
– Мы разбирали фильм на сценаристике. "Джокер" – история отвергнутой любви. Он искал папу и был отвергнут, понял, что он изгой и посмешище. И случайно стал иконой для преступников. Сейчас под борьбой с расизмом протаскивают криминальные действия. Возможно, это спланировано. Ибо карантин и пандемию не могли закончить просто так. А тут – классно переключили внимание. Сам полицейский сейчас во Флориде. Пускают слухи, что его жена подала на развод.
– Имеешь в виду, что это нужно политикам перед выборами и отражает какую-то борьбу элит?
– Возможно, это нужно для сохранения власти за Трампом, ни один его конкурент пока не начал активных действий. Я не верю в совпадения. Они могли закончить пандемию триумфом Илона, на его ракету смотрела вся Америка. Но даже это было забыто из-за протестов.
– И то есть все происходящее – это не про социализм или демократию, не про борьбу низов против верхов или самый свободный в мире протест, а в первую очередь именно про расизм и диктат чернокожего населения, переходящий в анархию?
– Это про банальное "убивай копов" и "воруй". Первым пострадал "Таргет", который подожгли и обворовали в Джорджии. И потом понеслось. Есть тихие протесты. А есть отдельно от них мародерства.
– Как считаешь, есть в России подобный катализатор, из-за которого может так же закончиться карантин? У людей копится недовольство тоже, многие недовольны бездействием государства.
– На волне расизма в России это невозможно. На русских уже все испробовали: и пенсионный возраст повысили, и поправки в Конституцию. Нет, Россию на митинги не поднять.