На границе тучи ходят хмуро: как далеко зайдет новое китайско-индийское противостояние
Ситуация на китайско-индийской границе никогда не отличалась спокойствием. Два азиатских государства не могут договориться о демаркации с конца сороковых годов прошлого века — с тех самых пор, когда Индия избавилась от власти британских колонизаторов, а в Китае утвердилась народная республика. В 1962 г. территориальные споры привели к войне, а в целом обстановка в Гималаях по сей день напоминает то, что происходило на Амуре в шестидесятые — каждая из сторон имеет своё видение того, где должны находиться пограничные посты, обвиняет соседа в нарушениях и провокациях, периодически дело доходит до драк между пограничниками. Стороны воздерживаются лишь от применения огнестрельного оружия, но иногда кажется, что и это вот-вот начнётся. Конфликта Китая и Индии боятся всерьёз и в остальном мире: на новостях об этом растут цены на нефть. А вопрос о принадлежности тибетских скал становится одним из крупнейших камней преткновения проекта оси Москва — Пекин — Дели, за развитие которого выступал еще Евгений Примаков. О том, что стало причиной нынешнего обострения — в материале Накануне.RU.
Последний раз эскалация имела место в 2017 г. на плато Доклам. На сей раз информация о стычках пограничников появилась с некоторым опозданием — в конце мая в индийской и китайской прессе публиковались фотографии и видео избитых и задержанных людей с обеих сторон, эти материалы, предположительно, были отсняты ещё в начале прошлого месяца. Примечательно, что Кидай и Индия комментируют эти видео весьма сдержано.
"Нынешняя ситуация в китайско-индийской пограничной зоне в целом стабильна и управляема, а дипломатические и военные каналы связи между Китаем и Индией по пограничному вопросу функционируют беспрепятственно", — рассказал в ходе вчерашнего брифинга представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.
"Содержание этого видео не подтверждено. Попытка связать его с ситуацией на северных границах недопустима. В настоящее время никакого насилия не происходит", — сообщил, в свою очередь, представитель индийской армии.
Тем не менее по сети расходится видео, в котором смонтированы минимум два эпизода стычек межу военнослужащими и учения индийских катеров на высокогорном озере. Хорошо видно, что пограничники с обеих сторон получили травмы.
Индийское издание The Hindu сообщает о двух столкновениях: 5 мая на озере Пангонг-цо в союзной территории Ладакх и 9 мая в Наку Ла на севере штата Сикким. В китайском сегменте Сети можно встретить карту с четырьмя эпизодами на китайско-индийской и одним — на индийско-непальской границе.
Озеро Пангонг-цо ранее было известно разве что любителям индийского кино: именно там происходит финальная сцена фильма "Три идиота". Водоём имеет ещё одно название Цома нэнглха ринпо, что значит "Длинношеий лебедь". Озеро действительно очень вытянуто с запада на восток. Граница проходит прямо по акватории озера — примерно две трети Пангонг-цо принадлежит Китаю, а треть — Индии.
Обе страны перебросили сюда патрульные катера, индийская флотилия отрабатывает задержание нарушителей, причём катера условного противника обозначаются красным флагом, напоминающим китайский. В общем, происходящее на высокогорном озере на высоте 4300 метров стало напоминать ситуацию в Южно-Китайском море.
Сразу несколько статей вышли в издании Global Times. В отличие от официального издания китайской Компартии "Жэньминь жибао", GT не скован рамками официоза и может позволить сказать несколько больше, чем дипломаты и военные. Пользуясь этим, издание отмечает, что причинами нынешней эскалации послужили пандемия коронавируса и влияние Запада. С одной стороны США проводят курс на международную изоляцию КНР и заинтересованы в создании очагов нестабильности на границах Поднебесной. С другой — определённые круги в индийском правительстве и вооружённых силах могли посчитать, что им предоставился шанс выгодным для себя образом решить пограничный вопрос, пока основной проблемой Китая является замедление экономики из-за пандемии COVID-19.
Здесь не лишне вспомнить, что США действительно вмешиваются в ситуацию в регионе. В прошлом году американский посол настаивал на открытии консульства в Лхасе — административном центре Тибетского автономного района. А несколько дней назад в Конгресс республиканцем Скотом Перри был внесён законопроект, который может позволить президенту США признать Тибетский автономный район КНР независимым государством.
В блогах, которые не отражают официальную точку зрения Пекина, но пользуются популярностью у китайских читателей, также высказывается мысль, что к активизации у границ Индию подтолкнули какие-то внутренние причины. Эксперт Чжань Хао обращает внимание на то, что столкновения прошли в Ладакхе, где часть китайской территории оспаривается Индией и в Сиккиме, где граница в целом признаётся обеими сторонами. При этом в районе индийского штата Аруначал-Прадеш, который в КНР считают своим южным Тибетом, никакой эскалации не произошло.
Индийский эксперт Винай Шукла считает, что произошедшее никакого отношения к внутренней политике не имеет. "Моди крепко сидит, вся Индия знает — КОВИД-19 — это китайский продукт, и удивляется, что в такое время Китай своими действиями сам подливает масло в огонь", — отметил он в беседе с Накануне.RU. По его мнению, Америка ни при чем. "Есть мнение, что укрепив своё влияние, командование НОАК бросило вызов председателю Си Цзиньпину, который два раза приезжал в Индию и оба визита совпали с пограничными инцидентами", — считает он.
В Индии отмечают и "оглушительно молчание" России по поводу происходящего. Непосредственно РФ конфликт на китайско-индийской границе не касается, однако и Дели, и Пекин являются важными внешнеполитическими партнёрами Москвы. Более того, Индия три года назад стала членом Шанхайской организации сотрудничества. Но эту площадку, похоже, никто не собирается использовать для переговоров: Индия себя считает достаточно сильной, чтобы вести прямые двусторонние переговоры с любыми державами, а как обращает внимание Винай Шукла, большинство членов организации являются должниками Пекина.
Global Times подчёркивает, что со времени противостояния в Докламе в 2017 г. Народно-освободительная армия Китая обзавелась целым рядом вооружений, предназначенных для действий в высокогорье — танки, вертолёты, штурмовые орудия. А после того как Китай достроил в Докламе необходимую инфраструктуру, ситуация там успокоилась и сейчас нет никаких стычек. В этой связи Пекин может продолжать действовать таким образом и на других участках границы. Но и Индия продолжает строительство дорог и инфраструктуры в приграничных районах. Таким образом, хотя на данном этапе обе стороны проявляют сдержанность, предпосылки конфликта сохраняются.