Первородный Греф в образовании
Что сулят реформы крупного банкира и почему против режиссер МихалковПрограмма "Образование 2030" была презентована еще 10 лет назад, как форсайт "Детство 2030", и уже тогда вызвала жесткую критику родительских организаций. На время продвижение этих идей удалось остановить, однако они получили новое дыхание благодаря главе "Сбербанка" Герману Грефу. На днях с обличительным словом против демиурга, создающего цифровое будущее для детей (и не только для них), выступил известный режиссер, автор и ведущий "Бесогона" Никита Михалков. Как связан руководитель "Сбербанка" с идеологией форсайта (который в переводе с английского означает "взгляд в будущее"), опасен ли такой инновационный подход в образовании и не слишком ли далек от российской реальности облик цифрового рая, который мерещится Грефу?
Иностранное слово "форсайт" наши финансисты взяли у американских военных и транснациональных гигантов, якобы эта "технология" позволяла добиться больших успехов, осознанно визуализируя их. Ранее во время Холодной войны "Технологический форсайт" применяли американцы в области оборонных исследований и безопасности. Что ж, если учитывать, что странная наработка 50-х годов, направленная против СССР, предлагается в России такими деятелями, как Греф, для воспитания детей, то считать ее неэффективной, видимо, нет оснований.
Сами идеи форсайта были изложены еще в 2010 году во время выставки "Экспо" в Китае, затем на родительском форуме в Москве, тогда проект предложила к обсуждению Общественная палата РФ и родительское сообщество сошлось во мнении, что программа меняет все традиционные представления о семье и образовании, чего, собственно, идеологи инноваций и не скрывают, сам Греф говорил, что не считает советскую школу эталоном, и что он мечтает "убить экзамены". Что же собой представлял этот продукт, было ясно из "дорожной карты" – схемы развития детства в России до 2030 года на сайте проекта detstvo2030.ru, но после всех указанных выше обсуждений сайт прекратил свое существование. Зато появилась программа "Образование 2030".
"Смерть форматов"
Кураторами проекта назывались Благотворительный фонд "Мое поколение", созданный Администрацией президента в 2005 году, и некая Международная методологическая ассоциация. За подобными инновациями в сфере образования часто оказывался "Сбербанк", также он отвечал и за программу "Учитель для России" – о которой мы писали ранее, а сам Герман Греф не раз выступал на различных экономических форумах на тему, мало связанную с его прямыми обязанностями банкстера, а именно на тему образования. Например, он проводил пленарную сессию "Образование в транзитном мире: новые приоритеты" во время Восточного экономического форума, где говорил, что старое образование было заточено на индустриальную эру, а поскольку мы уже вошли в технологическую, о нем стоит забыть, тем более что старая школа не может дать персонифицированное образование.
И вот якобы более соответствующая эпохе программа "Образование 2030" анонсирует "смерть форматов":
- онлайн-платформы должны позволить учителю работать с ребенком индивидуально;
- "учитель-репродуктор" больше не нужен;
- дипломы об окончании учебного заведения – это лишнее;
- можно обойтись без авторских учебников;
- наконец, к 2035 году должны уйти в прошлое и сама общеобразовательная школа, исследовательский университет, текст (книга, статья) как доминирующая форма знания.
Об этом в своей программе говорил Михалков, который, по признанию экспертов, оказался первым, кто внимательно прочел неизвестный в полном объеме широкой публике форсайт-проект "Образование 2030". "Бесогон" более всего обращает внимание на то, что, согласно этому проекту, должен исчезнуть "живой" учитель как наставник, и его заменит искусственный интеллект.
Действует Греф не только через свой благотворительный фонд "Вклад в будущее", который еще в 2017 году стал спонсором международного образовательного проекта, продвигающего смещение акцента от предметных знаний к универсальным навыкам. Уже не удивляют и многочисленные выступления Грефа на экономических форумах по поводу образования, он заявляет, что видит своей целью перевод школы "от шаблонов" к новой реальности цифровой эры. А в начале марта стало известно, что Герман Греф де-факто возглавит координационный совет при Минпросвещения РФ по развитию российского образования.
Также в начале марта Греф доложил Путину о создании своей платформы СберКлауда. Этот проект был совместным с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Удобным временем для "обкатки" этой формы обучения стала пандемия коронавируса в России.
Журналист, соавтор проекта об образовании "Последний звонок" Константин Семин считает, что Никита Михалков верно указывает на проблемы, которые сулит обществу "форсайт", однако склонен не согласиться с именитым режиссером насчет "глобальных заказчиков".
"Когда мы делали фильм "Последний звонок", я сталкивался с этим проектом, конечно же, то, о чем говорит Михалков, существует, идеи есть, проекты осуществляют, но связано это не с какими-то мистическими планами мировой закулисы, о которых говорит наша православная общественность в лице Михалкова (он теперь стал ее знаменем), а это связано с жаждой наживы. Я бы призывал видеть во всем не заговор Грефа, потому что убери Грефа – будет то же самое, ничего не изменится", – говорит Константин Семин.
Ранее программа была связана с изменением системы оценивания, пропагандировалось внедрение конкурсной системы, воспитание учителей, Семин напоминает, как Греф в "Университете Сбербанка" проводил встречу в многотысячном зале с учителями и разъяснял, что все, что они делали до сих пор, это "угрюмый, пропахший нафталином тоталитаризм и вообще "вчерашний день", сегодня необходимо не прививать людям знания, а развивать навыки".
"Согласно этому, человек – это такая болванка-заготовка, которая сама себя растачивает, встраивается в какой-то механизм в зависимости от потребностей экономики. То есть человек не должен быть всесторонне развитым, не должен иметь фундаментальное образование, а должен уметь подстраиваться под запросы рынка, для этого должен обладать каким-то базовым количеством навыков, главный из которых – это навык подстраиваться. Учителя его слушали молча, в гробовой тишине", – напоминает Константин Семин.
При этом, естественно, искусственный интеллект сам по себе как технология, так же как сама по себе технология ГМО, к примеру, не является безусловно враждебной человечеству, отмечает эксперт, самое важное – кто и как будет вводить инновации и для чего. Пока складывается впечатление, что проект привлекает не тех людей, которые заботятся об образовании в стране, а тех, кто умеет и знает, как извлекать выгоду.
"Это все равно, как боялись паровоза, который показывали братья Люмьер. Естественно, находилась куча мракобесов, которые орали, что это едет поезд из "геенны огненной", прямиком из ада. Я убежден, что люди, которые рассуждают и о чипизации, и о вакцинах, и о генетических паспортах, в принципе очень мало с научной точки зрения представляют себе вообще, о чем идет речь. Здесь принципиально важен вопрос контроля. Кто будет внедрять эти технологии и что будет означать искусственный интеллект, пришедший в образование. Пока все новации, все цифровые технологии, которые успели распространить на нашу школу, они как-то "по-салтыково-щедрински" внедряются", – считает он.
Почему банкиры лезут в образование
Многих удивляет, почему именно глава "Сбербанка" так заботится о современной школе. Стоит учитывать, что образование и во всем мире, и в нашей стране в условиях, когда все остальные отрасли экономики стагнируют, является одной из самых надежных и стабильных, ведь люди всегда хотят есть, всегда будут хотеть иметь детей, а значит, это постоянная "статья расходов", рассуждает Семин. И Греф как человек, который ассоциирует себя с цифровой технологией, поскольку его сфера интереса – это банкинг, финансы, которые сегодня неразрывно связаны с компьютерной индустрией, хотел бы на этом рынке доминировать. А образование тут – смежная отрасль, к которой невозможно не испытывать влечения со стороны финансового сектора.
В беседе с Накануне.RU народный учитель России, профессор РГПУ Сергей Рукшин комментирует существование форсайт-программы под предводительством главы "Сбербанка" Германа Грефа.
"Я очень плохо отношусь к тому, что в образовательные процессы вмешиваются непрофессионалы, – говорит Рукшин. – К сожалению, сейчас, после пусть неудачного, пусть вынужденного, но применения дистанционных технологий, вмешательство непрофессионалов в образование становится все больше и больше. Вмешательство непрофессионалов и торжествующий непрофессионализм вообще очень опасны".
Отношение к Грефу в учительской среде сформировалось стойко отрицательное после того, как он высказался о том, чтобы закрыть физматшколы как пережиток прошлого – "тоталитарного и ужасного", об этом примере напоминает Сергей Рушкин. По его словам, некогда они создавались именно для государства с целью повышения обороноспособности по заказу от тяжелой промышленности: "Они дали за 60 лет стране огромное количество выдающихся ученых, конструкторов, разработчиков новой техники, в том числе военной техники, программистов мирового класса и так далее".
И зачем теперь их собирается "хоронить" Греф? Руководствовались власти при создании таких школ, как напоминает эксперт, сталинским постулатом, что "кадры решают все", который он изрек во время своей знаменитой речи еще в 1933/1934 учебном году на новогоднем балу в честь выпускников военных академий.
У нас, к сожалению, любят усекать цитаты, говорит эксперт и напоминает, что полностью слова Сталина звучали так:
"Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших колхозах и совхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она теперь имеет. Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой. Вот почему старый лозунг "техника решает все", являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что "кадры решают все" .
В конце концов, то, что мы привыкли называть национальным суверенитетом, независимость страны, ее геополитическая роль и величие создается инженерно-техническим и научным оборонным потенциалом – и вот на голубом глазу Греф заявляет, что это все "пустое" и пережиток прошлого.
Как же получилось, что некомпетентные люди с помощью различных структур пробиваются к управлению образованием? Вопрос открытый. Но Сергей Рукшин рассказывает, что сам слышал высказывание жены экс-президента Всемирного банка Элен Вулфенсон, мол, они считают, что Россия недостаточно богатая и демократичная страна, чтобы иметь доступное для всех хорошее образование.
Народный учитель России при этом напоминает, что сам Греф признал, что из-за ошибок искусственного интеллекта (ИИ) "Сбербанк" потерял миллиарды.
"Вот вам пример, – говорит Сергей Рукшин, – а между тем, "Сбербанк" купило Правительство, и он принадлежит стране, существует на наши налоги. Так почему "Сбербанк" вместо того, чтобы обеспечивать дешевые кредиты населению и производителям, малым предприятиям, тратит народные деньги на то, что не является его профильной деятельностью, гордо говорит о внедрении цифровых технологий и искусственного интеллекта, не стесняется того, что более миллиарда рублей убытков этот интеллект принес? Сам Греф, получается, являет собой пример абсолютно неквалифицированного потребителя. И если он даже в своей сфере не может достичь успеха, то разве стоит позволять ему соваться в чужую, довольно тонкую сферу – в образование?"
Чему будут учить в школе?
Программа, кидающая взгляд в будущий 2030 год, сводится не только к продвижению дистанционного образования, форсайт – это кульминация трендов, объясняют ее идеологи, и тренды нынче таковы – толерантность, развитие компетенций, появление генетического паспорта на ребенка – чтобы лучше знать, как его обучать, конечно, а не для того, чтобы отдать дань фашистским идеям о кастовом обществе прошлого. В конце концов, и "форсайт технологии" когда-то родились на стороне нашего идеологического врага, а ныне прекрасно господствуют в образовательной сфере. Открытость мышления, которую пропагандируют для воспитания детей, должна будет снять все вопросы подобного толка в будущем.
Итак, нам не нужны физматшколы, мол, они пережиток прошлого, а все экзамены и проверочные стоит "убить", так как они вызывают сильный стресс у учеников, говорил Греф, а что же тогда нужно оставить? Отсутствие педагогического опыта не мешает ему продолжать свою деятельность в области переформатирования образования, а знаменитые перлы типа – "вы говорите страшные вещи, вы хотите передать власть, фактически, в руки населения" – не мешают занимать ведущие роли в демократическо-либеральной среде.
В ответ на просьбу Грефа по программе были подготовлены "универсальные компетенции" от экспертов ВШЭ – необходимый минимум для "человека будущего", который не раз обсуждался в сети на различных платформах. Фундаментальные знания, предметы и дисциплины заменяются "новой грамотностью", которая делится на "базовую инструментальную грамотность" и "базовые современные специальные знания и умения". То есть был составлен перечень необходимых знаний и "компетенций" для создания "человека одной кнопки". Итак, для члена нового общества будет достаточно:
- читать и писать (способность воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде);
- считать (способность применять математические инструменты, аргументацию, моделирование в повседневной жизни, в том числе в цифровой среде);
- программировать (способность воспринимать и создавать информацию на формальных языках, языках программирования).
Дополнительные модули:
- гражданская грамотность;
- навыки финансового поведения (финансовая грамотность);
- базовые навыки использования правовых норм (правовая грамотность);
- экологическая грамотность;
- научная, технологическая грамотность;
- грамотность в области здоровья.
Всему этому можно научиться и онлайн, а такие сложные предметы, где важна роль учителя, преподавать вовсе не стоит. Нет упоминания о биологии, химии, физике, астрономии, геометрии, не говоря уже об истории, литературе, философии, мировой художественной культуре. Возможно, разговоры о "генетическом паспорте", на основании которого будет решаться, стоит ли этому ребенку получать элитарные знания офлайн или достаточно обычной онлайн школы для всех, окажутся правдой?
При этом внедрение платформы от "Сбербанка", использование цифровых технологий и разработка искусственного интеллекта в рамках эфемерной программы "Образование 2030" в теории не должны служить поводом к разрушению существующей школы, которая не противоречит нововведениям и по большей части покорно сносит инновации, оптимизации и цифровизации. Но тем не менее, под благовидными теориями это разрушение происходит, а внедрение неоднозначных идей форсайт-программы продолжается. И когда будет создана полноценная цифровая платформа для образования, может оказаться, что применить ее больше не к чему?
В школах признают необходимость инноваций, и образование, как все подвижное и развивающееся постоянно, естественно уже давно "цифровизируется", но почему-то агитируя за хай-тек-будущее, параллельно просто уничтожается столь насущное настоящее – оптимизации и укрупнения лишают регионы сначала вузов, затем как следствие – кадров, и что особо важно – педагогических кадров. Не все профессии можно освоить в Сети, да и заменить школу интернетом, как показал опыт перехода образования в онлайн – невозможно.
Народный учитель Сергей Рукшин напоминает, что искусственный интеллект не заменит собственного, а только многократно увеличит его ошибки:
"То, что все потраченные миллиарды были потрачены зря, продемонстрировал нам переход на дистанционное обучение. И было совершенно очевидно, что там, во-первых, ничего не создано, а во-вторых, "создание контента" себя не оправдывает, личность воспитывается только личностью. Дистанционное образование – это возможность только для очень сильно мотивированного человека, а для ребенка, даже если у него дома есть компьютер, это всегда соблазн просто включиться, сделать вид, якобы он слушает урок, а самому спокойно играть. Это отсутствие контроля за образовательной деятельностью в дальнейшем приведет к делению образования на элитное очное и на плохое массовое для всех остальных".