Госизмена или "очковтирательство"? Экс-инженер ГРУ Геннадий Кравцов вышел из тюрьмы
Бывший инженер ГРУ Геннадий Кравцов отбыл срок за госизмену, которую он совершил, указав в резюме место своей предыдущей работы при попытке устроиться работать в Швеции. В 90-ые годы Кравцов работал в космической сфере, затем из-за упадка в отрасли ушел на гражданку. Спустя пять лет после увольнения попытался устроиться в Радиотехнический центр вооруженных сил Швеции. В резюме указал прежнюю должность и написал, что космический аппарат "Целина-2", над программным обеспечением к которому Кравцов ранее работал, имел военное назначение. В ФСБ сочли это преступлением, суд признал, что Кравцов выдал гостайну, инженер получил шесть лет колонии.
Не опасаясь, видимо, что выдаст еще какую-нибудь тайну, Кравцов охотно общается с журналистами, в СМИ появилась его история, он поступил на работу в Центр космической разведки ГРУ в 1993 году. "Я занимался чисто инженерной работой, [мы должны были] по анализу излучений определять, где что находится. Я начал службу в отделе аналитиков с середины 1990-х годов, когда промышленность была на голодном пайке, и сами офицеры создавали компьютерные программы для выполнения своих профессиональных обязанностей. В 1996 разработал первую версию программы анализа и внедрил, на ней работал наш центр", — рассказал Кравцов.
В 2005 году он уволился из-за упадка в отрасли и низкой зарплаты, по его словам, еще какое-то время помогал бывшим сослуживцам с программированием по дружбе, но, когда понял, что родина осталась к нему равнодушна и платить за софт не будет, решил применить свои силы и способности на службе в другой стране.
Примечательно, что он выбрал Швецию, так как не считал это государство враждебным, раз оно не состоит в НАТО, рассудил Кравцов. Да и тем более у шведов есть корабль Orion примерно такого же назначения, что и наш космический аппарат "Целина-2". Шведы, кстати, ответили, что у них на этом предприятии служат только граждане их страны, но только после того, как с подобным предложением Кравцов направил письмо в Белоруссию, ФСБ взяла его на карандаш.
Дальше история становится все более запутанной. Периодически бывая у следователей, однажды он отпросился съездить на курорт и ему якобы по телефону дали добро на выезд, но вскоре оперативная группа сурово и по-хамски произвела арест у дома Кравцова, хотя, как жалуется последний, могли просто пригласить побеседовать и надеть наручники тихо в кабинете, зачем нужно было устраивать "маски-шоу"?
Кравцов говорит, что не скрывался и сотрудничал, так как считал себя абсолютно невиновным — он же не выдавал никаких тайн и хорошо об этом помнил. После ареста письмо в Швецию проанализировали некоторые эксперты — бывшие коллеги Кравцова по ГРУ, причем именно те, которые, по мнению Кравцова, относились к нему крайне недоброжелательно. В итоге дело за госизмену было готово.
Эту историю комментирует историк спецслужб Александр Колпакиди, в беседе с Накануне.RU он сказал, что в советское время за такой проступок ограничились бы профилактической беседой, а ловить стали бы настоящих шпионов.
— Все это похоже на не первое и не последнее "очковтирательство" со стороны спецслужб. Если находят шпионов, приближенных к власти настолько, насколько в последнем эпизоде с агентом Польши на Урале, то проблемы у нас большие, и гораздо больше, чем бывший инженер ГРУ в поисках работы. По сути он ничего не сделал, просто написал, где он работал, он же не передал какие-то данные. Человека осудили только за то, что он потенциально мог сделать, как в научно-фантастическом фильме с Томом Крузом, где правосудие действовало на опережение — только там были оракулы, а у нас ФСБ.
Видимо, реальных шпионов поймать не могут, а нужна какая-то отчетность, вот людей дергают и сажают. В советское время были реальные шпионы, которые приносили колоссальный вред, и за это их расстреливали, а сейчас не пойми что. И вообще после разоблачений Сноудена подобный повод для суда за госизмену выглядит детским садом, США без всяких агентов с помощью техники узнают в сто раз больше, чем могли бы выдать реальные ученые, инженеры. Сноуден показал, что мы в этом отстаем на поколение, и, кроме как бахвальства, ничего уже не осталось. Бахвальство, очковтирательство — наша козырная карта.
В советское время в делах подобного уровня просто проводилась профилактическая беседа. Профилактика, кстати, была основным средством работы КГБ. За то, что человек не сделал, его бы не посадили. Теперь мы все более и более погружаемся в реалии каких-то фантастических фильмов.
*Фото превью - ТАСС/ Сергей Савостьянов