Михаил Онуфриенко: День независимости России. От кого? От чего?
Вот и прошло 30 лет с тех пор, как Верховный Совет Российской Федерации принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Президент РФ Владимир Путин произнес речь, в которой, в частности, сказал:
"Хотел бы поздравить с этим знаменательным праздником всех граждан страны и наших соотечественников за рубежом. Всех, для кого этот день наполнен сокровенным смыслом. Для каждого из нас Родина — это семья и отчий дом, родная земля от Калининграда до Камчатки и Курильских островов...".
Если в дополнение к этому вспомнить, что подавляющее большинство людей ассоциирует официально именуемый как "День России" праздник с днем независимости, то неизбежно возникает вопрос – независимости от чего? Если бы "День России" или "День независимости" был приурочен к победе над врагом – вопросов нет. К какой-то формальной дате – да хоть к крещению Руси более тысячи лет назад. Но к принятию данного документа?
Суть декларации в чётком и недвусмысленном отделении тогда еще РСФСР от Союза ССР. То есть, существует Россия в своих административных границах на момент принятия документа, и есть остальные республики Союза. Заявленные пожелания – "мы будем жить дружно в обновленном союзе" – не стоят бумаги, на которой эти слова написаны – главным и единственным содержанием являлось обособление Республики как от союзного центра, так и от других республик.
Не приходится удивляться, что этот документ послужил спусковым крючком для принятия аналогичных документов в Минске, Киеве и других столицах – привыкшие следовать в фарватере Москвы старались не отстать.
Но это выглядит логично именно для последователей, для ведомых. Не секрет, что остальные республики формировались вокруг России и именно Русь, Россия в любых государственных образованиях являлась центром, объединяющим окраины. Для которых день принятия аналогичных деклараций действительно может считаться праздником, днем независимости et cetera. Но для России?!
Прежде всего, с точки зрения данного документа территории Крыма, равно как и нынешних Республик Донбасса, не являлись частью России. Собственно, и по сей день ЛНР и ДНР не входят в состав государства Российского, а Крым вошел – хоть кого-то спасли от ужаса последних лет. Но сделали это как раз вопреки документу, принятие которого празднуют 12 июня. И тем более непонятно, чему радуются в Луганске и Донецке, где тоже отмечают День независимости РФ?
Еще более странно воспринимать 12 июня как независимость от Союза ССР в силу того, что Россия является правопреемницей СССР. Соблюдает принятые Советским Союзом международные договоры, выплатила за Союз и даже Российскую Империю долги. Заметьте – за ВЕСЬ Союз, не долю РСФСР. Как мы все знаем и видим сегодня – мир абсолютно и безоговорочно признает Россию наследником Союза и царской России. Далеко ходить не надо – пакт Молотова-Риббентропа и абсолютно весь негатив, реальный и мнимый, повешен на нынешнюю Россию. Которую пытаются склонить не только к покаянию за Катынь ли, за "Голодомор", но и к оплате счетов за "советскую оккупацию" чего и кого угодно.
Сама же Россия, празднуя принятую 12 июня 1990 года Декларацию, неся все обязательства, в том числе и моральные, Союза ССР и даже всех предыдущих царств и империй, отказывается от всего, что лежит за пределами границ РСФСР 1990 года "выпуска". И Крым здесь – лишь исключение, подтверждающее правило.
Как видим, налицо явное логическое противоречие. Дающее как националистам, так и псевдопатриотам всех мастей возможность паразитировать на самых разных темах – от "сами-сами-сами" и "40 миллионов предателей" до "Кремль предал русских в бывших республиках Союза".
И неизбежно эта проблема с вовсе не праздничным официальным праздником оказывается составной частью более общей для России проблемы – отсутствием не просто внятной – вообще хоть какой-то идеологии, лежащей в основе государственности. Де-факто все понимают, что Россия, Русь, Русский Мир – лежит далеко за пределами госграниц, де-юре – всё определяется принятой 30 лет назад Декларацией.
Безусловно, простого и всем приятного решения этой проблемы нет. Очевидно, что желающий понравиться и дружить с Западом Борис Ельцин готов был подарить не то что другим республикам – даже входящим в РСФСР территориям, "столько независимости, сколько они смогут проглотить". Лихие и кровавые 90-е показали цену этой политики.
Как очевидно и то, что Россия никогда не будет нравиться ни США, ни ЕС – никому. Просто в силу того, что по мнению соседей, владеет слишком большой территорией, слишком большими ресурсами, слишком большой долей влияния в мире. И эту "несправедливость" из века в век пытались исправить европейцы, объединявшиеся в "дранг нах остен" поляками и немцами, шведами и французами... И только появление ядерного щита удержало от очередного похода уже под руководством Дяди Сэма.
Осознав же неизбежность сложившегося статус-кво, не пора ли прекратить попытки кому-либо нравиться? И не драпировать Мавзолей при каждом параде. А честно признать и законодательно закрепить очевидный факт – у России есть интересы далеко за пределами современных государственных границ. Россия будет продвигать свои интересы всеми возможными способами, Россия будет защищать интересы людей, считающих себя русскими, где бы они ни находились, Россия будет принимать все меры к тому, чтобы ценности и интересы Русского Мира распространить на всю планету Земля.
Да, безусловно это вызовет волну ярости и ответных мер. Но, положа руку на сердце, санкции и прочие меры против нас, как "империи зла", принимали не одно столетие. И законодательно закрепив свои интересы за пределами своих современных границ, Россия не сделает ничего сверх того, что сделали давным-давно те же Соединенные Штаты. Которые свой "Pax Amеricana" несут по всему миру не одно десятилетие.
И да, политика – это искусство возможного. Свои амбиции следует всегда соразмерять с наличествующей амуницией. Вполне очевидно, что в 14-м году пришлось ограничиться Крымом и поддержкой ополченцев на Донбассе в самый последний момент не потому, что не хотелось освободить тот же Харьков и Одессу, а потому что не моглось. И понятно, что идеология, равно как и законодательное закрепление интересов России требует далеко не столь откровенных формулировок, как сказано выше. Очевидна даже невозможность одним росчерком пера изменить сложившееся за 30 лет положение дел.
Но начинать с чего-то необходимо – это очевидно. И начинать вполне можно с того, что отменить празднование 12 июня и хотя бы путем всеобщего голосования определить – какой же день в году и какое событие можно действительно праздновать не как день независимости непонятно от чего, а как настоящий ДЕНЬ РОССИИ.
Михаил Онуфриенко, участник "Русской весны" в Харькове