В России еще больше упрощают жизнь транснациональным компаниям
Текст Конституции стал более суверенным, но экономики это не касаетсяВ Госдуме предлагают расширить возможности для получения бизнесом налоговых преимуществ при выплатах за рубеж. Как сообщает РБК, наиболее важная из предложенных поправок предлагает приравнять косвенное участие в российских компаниях к прямому при получении налоговых льгот по международным соглашениям. Планируется также расширить и круг контролируемых иностранных компаний (КИК), прибыль которых можно будет освободить от налогообложения — преференции получат предприятия за рубежом, которые не являются налоговыми резидентами России, но контролируются российскими налоговыми резидентами.
Например, сейчас в случае, если холдинг в Германии владеет российской компанией через субхолдинг на Кипре, то при выплате дивидендов из России на Кипр в пониженных ставках налога могут отказать, поскольку германский холдинг напрямую ничего не вложил в российскую компанию. Теперь же такая "несправедливость" для иностранного бизнеса будет устранена.
При этом будут упрощены и требования, позволяющие использовать льготные ставки налогов при выплатах за рубеж дивидендов или процентов по предоставленным российским компаниям кредитам из-за рубежа. Если прямой акционер удовлетворяет требованиям для применения пониженной ставки, то они будут считаться выполненными и для бенефициара дивидендов. Предполагается, что эти нововведения решат проблемы при выплате дивидендов в большинство европейских стран.
Законопроект уже в скором времени может быть вынесен на рассмотрение парламента. И уже очевидно, что в плюсе тут оказываются иностранные фирмы, для которых упрощается вывод дивидендов из России, и это несмотря на торжество охранителей по поводу поправок в Конституцию "об усилении суверенитета". Российские же компании, начисляющие себе дивиденды и вкладывающие их в развитие производства на территории страны, напротив, привлекают внимание комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. В апреле недовольство парламента вызвала выплата "Ростсельмашем" за 2019 год дивидендов, при том что средства пошли на реконструкцию и строительство новых производственных площадок в России. Совладелец завода Константин Бабкин тогда ответил на критику призывом вернуть из-за границы баснословные суммы, накопленные Центробанком и госкорпорациями.
И новые предложения, которые вносятся в Госдуму, показывают, что руководство страны не собирается этого делать, а по-прежнему уповает на помощь "иностранных инвесторов" и создаёт режим наибольшего благоприятствования именно им. Ранее мы уже сообщали, что для КИКов планируют заменить 13%-ный налог разовой выплатой в 5 млн руб., что позволит компаниям с крупным оборотом сэкономить значительные суммы. Эта мера фактически нивелирует эффект от объявленного Владимиром Путиным повышения НДФЛ с 13 до 15% для людей с доходом свыше 5 млн руб. в год.
Доктор экономических наук, профессор Александр Бузгалин комментирует последние новации в беседе с Накануне.RU:
— Такие изменения связаны с лоббированием интересов тех или иных группировок транснациональных компаний, зарегистрированных не в России, или зарегистрированных в России, но работающих более-менее транснационально. В зависимости от того, какая группа получает большие возможности для лоббирования, так и предлагаются различные законопроекты, под предлогом того, что в Россию пойдут "эффективные инвестиции" в ту или другую сферу, и это обязательно будут "инновации".
Потом "инновациями" оказывается строительство промышленного парка, который, по сути дела, оказывается зданием для размещения торгового центра или чего-нибудь в том же духе. Иногда такие здания необходимы "инвесторам", чтобы вырубить лес или продать нефть. Очень редко это связано с продажей запчастей к самолётам или чем-то чуть-чуть более продвинутым.
Второй вариант — это делается для облегчения вывода капитала. Здесь нужно разбираться в деталях, потому что налоговые льготы — это всегда процесс, который строится под компании. А он должен строиться под приоритетные сферы развития. Приоритетные сферы развития должны определяться на пять лет, как это делается в Китае, Южной Корее, скандинавских странах. И обязательно в этом участвуют не только государственные органы, но также бизнес, университеты, всё это делается открыто. А у нас совсем другая практика, которую все хорошо знают.
Такого рода "движения" в налоговом законодательстве происходят постоянно, на протяжении последних тридцати лет, в том числе двадцати путинских. Практически ничего не изменилось, кроме военно-промышленного комплекса. Там многое происходит на ручном управлении фактически под руководством нескольких человек, которые обвинены в должностном нервении, хотя по сути нередко речь идёт о коррупции, но как-то очень мягко — с отстранением от должности переводят на другую должность. Очень много пиар-эффекта, а что за этим скрывается — на самом деле трудно понять.