Крушение самолета с главой Total: внуковские диспетчеры остались "крайними"
ФПАД: Понести наказание должно было руководство аэропортаСолнцевский суд Москвы вынес приговор по делу еще троих фигурантов дела о крушении в аэропорту Внуково самолета "Фалкон-50" шесть лет назад, когда погиб глава корпорации Total. Нынешнее разбирательство обернулось реальными сроками для руководителя полетов Романа Дунаева (шесть лет в колонии-поселении), диспетчера старта Александра Круглова (срок заключения 5 лет и 6 мес. в колонии-поселении), диспетчера руления Надежду Архипову приговорили к пяти годам в колонии-поселении, но амнистировали. Гражданский иск оставлен без рассмотрения, с правом подачи нового иска. Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД) заявил, что наказание диспетчеры понесли жестокое и несправедливое, и объявил о начале международной кампании в их защиту. Подробности – в материале Накануне.RU.
Трагедия произошла в ночь с 20 на 21 октября 2014 года, в самолете находились глава корпорации Total Кристоф де Маржери и трое членов экипажа. Скандал вспыхнул не только из-за высокопоставленных пассажиров, которые погибли в ту ночь, беспрецедентной оказалась причина – пьяный водитель снегоуборочной машины внезапно выехал на взлетно-посадочную полосу (ВПП), а у диспетчеров не работали локаторы обзора летного поля. Начальник пьяного снегоуборщика тоже находился "под шофе", он не сообщил об "исчезновении" одной из машин и таким образом также оказался виновным в происшествии. Конечно, и тот, и другой предстали перед судом, оба уже были осуждены ранее, как ни странно, им назначили меньшие сроки – от трех до четырех лет, но тем не менее дебоширы вышли из зала суда свободными людьми, так как очень удачно попали под амнистию к 70-летию Победы.
Исполнительный комитет ФПАД подготовил заявление о приговоре суда в отношении диспетчеров, в котором объявляет о начале международной кампании за их свободу. В ближайшее время профсоюз намерен поставить в известность Международную федерацию транспортных рабочих (ITF), в которую входят профсоюзы авиадиспетчеров всех стран, в том числе и ФПАД России, с просьбой оказания солидарной поддержки и запуска международной кампании за освобождение осужденных товарищей.
В своем заявлении ФПАД еще раз обращает внимание на то, что по данному делу уже были осуждены водитель снегоуборочной машины и его руководитель, оба в тот день находились на работе в состоянии алкогольного опьянения. "Но карательная государственная машина России не остановилась на этом, – пишут в своем заявлении представители профсоюза, – и продолжила уголовное преследование в отношении авиадиспетчеров Внуково".
"СК РФ и прокуратура, видимо, решили, что двух виновников трагедии будет мало, поскольку в катастрофе погиб личный друг президента России, глава нефтяной транснациональной корпорации TOTAL г-н Кристоф де Маржери, стало быть, необходимо устроить "показательный процесс" и тем самым показать, что государство готово на любые жертвы своих граждан, чтобы зарубежные друзья оценили такие действия, а еще звания и награды можно получить на громком деле. Совершенно не важно, виноват ли авиадиспетчер или не виноват. Был бы человек, а статья найдется?" – пишет президент ФПАД Сергей Ковалев в открытом заявлении.
Сомнения вызывает компетентность призванных на помощь следствию экспертов, выводы экспертиз, проведенных по заданию Следственного комитета, противоречат основным выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), проводившего расследование по факту катастрофы, заявляют в ФПАД.
"Можно застраховаться от злонамеренного поведения, предусмотрев различные системы предупреждения, но нельзя застраховаться от поведения пьяного дурака, способного внезапно, без предупреждения и разрешения выскочить на автомобиле под взлетающее воздушное судно!" – заявляет Сергей Ковалев.
По его мнению, вызывает также удивление, что ни один из руководителей АО "Международный аэропорт Внуково" так и не ответил за то, что их подчиненные разъезжали по летному полю аэродрома в состоянии алкогольного опьянения, нарушая при этом все возможные правила и инструкции, зато были найдены и привлечены к ответственности "стрелочники".
Конфедерация труда России также намерена присоединиться к кампании за освобождение внуковских диспетчеров, ее вице-президент Олег Шеин сказал Накануне.RU, что приговор будет обжалован – если понадобится, на уровне ЕСПЧ.
"Безусловно, приговор будет обжалован по всей линии, вплоть до обжалования в ЕСПЧ, тем более, что трагедия произошла с гражданами Евросоюза, в этом контексте Европейский суд не является чем-то лишним, но я выражаю надежду, что удастся принять решение на уровне российских судов, российского правосудия", – сказал Шеин.
Заслуженный летчик Советского Союза, экс-замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов в беседе с Накануне.RU заявил, что событие 2014 года является не только крайне трагическим, но и позорным для нашей страны, для нашей гражданской авиации в целом и аэропорта "Внуково" в частности.
"Вы видите до чего, до какого парадокса дошло дело? Аэропорт номер один, откуда летает высшее руководство нашей страны, куда принимают королей, президентов, премьер-министров всех стран мира, и вдруг виноват в этом какой-то пьяный водитель? Это о чем говорит? О том, что система обеспечения безопасности в момент этой катастрофы отсутствовала. Всего одно звено порвалось – появился пьяный какой-то водитель – и все, произошла авиакатастрофа с людскими жертвами", – говорит Смирнов.
Эксперт поясняет, что трагедии не должно было произойти, так как для аварии не было никаких поводов, в том числе ограниченная видимость, на которую пытались ссылаться, просто ерунда: "Мы летаем каждый день с этой "ограниченной видимостью" и все подготовлены к этому, и аэропортовые службы, и экипажи. Для нас погода – это относительное понятие, мы в любой ситуации должны заканчивать полет безопасно, а для этого должны быть готовы на самом высшем уровне, то есть в аэропортах есть система организации безопасности полетов. Вот во "Внуково" как раз эта система и отсутствовала".
Подобные катастрофы происходили и ранее, самая громкая из них произошла с двумя "Боингами-747" в аэропорту Лос-Родеос в 1977 году, самолеты столкнулись при взлете, затем загорелись, в итоге – беспрецедентное количество пострадавших. Катастрофа остается крупнейшей по количеству погибших за всю историю гражданской авиации. К той трагедии привело недопонимание экипажа одного из самолетов указаний диспетчеров из-за недостаточного знания английского языка, основного для авиации. У нас в стране катастрофа подобного рода произошла с самолетом Ту-154 в 1984 году, когда в аэропорту Омска чистили ВПП, огромная снегоуборочная машина еще не освободила полосу, а диспетчер уже разрешил посадку на занятую полосу – очевидной причиной стали ошибки авиадиспетчера. "Погибло более ста человек, одно из самых кровавых авиационных происшествий в стране", – напоминает Олег Смирнов.
Здесь же ошибки диспетчеров не могут считаться причиной аварии, главное – это отсутствие системы обеспечения безопасности, подтверждает он. Судя по отчетам, выводы из катастрофы не сделаны, считает Смирнов, а этот случай мог бы помочь наладить ее.
По мнению заслуженного летчика, катастрофа должна была стать поводом наказать должностных лиц государства, которые несут ответственность за безопасность полетов гражданской авиации России, и руководителей аэропорта, которые непосредственно должны были организовать систему безопасности и держать ее в работоспособном положении.
"Мы сейчас не можем сказать что-либо точно, так как в полной мере не владеем всеми данными следствия, но то, что суды ударили своими приговорами по "стрелочникам", это факт", – говорит Олег Смирнов.
В окончательном отчете МАК по расследованию инцидента указано, что должностные инструкции не содержали указаний о необходимости работы с локатором обзора летного поля, а система предупреждения о несанкционированном выезде на летное поле была настроена техническими специалистами таким образом, что сигнал тревоги на мониторах диспетчеров старта и руления не идентифицировался, на рабочих местах СДП и ДПР все режимы предупреждения были выключены, а у диспетчеров не имелось технической возможности включать/выключать режимы предупреждения. Таким образом, вероятно, все действия осужденных полностью соответствовали утвержденным требованиям и инструкциям.
Олег Смирнов считает, что корень зла в этой истории заключается в том, что в России не применяют приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации, которое обязывает государственные органы регулирования контролировать безопасность полетов. Между тем, взаимодействие между наземными службами и экипажем постоянно должно контролироваться и со стороны государственных органов, и со стороны руководства аэропорта.