"Наземное метро" Махонина: минтранс раскрыл подробности проекта
А активисты требуют вернуть движение между станциями Пермь-I и Пермь-IIВ Перми в первый день осени запустят "Ласточки" в Краснокамск и Закамск – так в западной части города появится "наземное метро", как его назвал и.о. губернатора Дмитрий Махонин. В краевом минтрансе сообщили, что на первом этапе реализации проекта Пермь – Краснокамск планируется запуск 10 электропоездов "Ласточка" в сутки, к 2023 г. частоту курсирования планируется увеличить до 30 поездов в сутки. На направлении Закамск – Пермь-II сначала будет ходить 10 поездов, к 2023 г. – 24. По словам экспертов, фактически это позволяет говорить разве что о проекте городской электрички. А общественность инициативу хоть и поддерживает, но выступает также за восстановление движения на участке Горнозаводской ветки, закрытом в пользу благоустройства набережной, что ранее привело к разрыву маршрута городской электрички с востока на запад.
Как ранее заявил Дмитрий Махонин, Пермский край и Свердловская железная дорога (СвЖД) работают над запуском "Ласточек" сообщением Пермь II – Краснокамск (она начнёт курсировать уже осенью этого года) и Пермь II – Закамск. Разрабатывается также проект запуска в правобережной части Перми электропоездов сообщением Голованово – Пермь-Сортировочная – Оверята, где ранее пригородного сообщения не было вовсе. Махонин уверен, что с запуском этих маршрутов в столице Прикамья фактически "будет создано скоростное наземное метро".
В краевом министерстве транспорта Накануне.RU сообщили, что "РЖД" обеспечат безопасность перевозок на маршрутах Пермь – Краснокамск и Пермь – Закамск несколькими способами. На пути следования "Лаксточек" построят регулируемые железнодорожные переезды, ограждения железнодорожных путей, высокие пассажирские платформы. Также появятся транзитные пешеходные переходы. Будут единые требования к пассажирским платформам, павильонам и другим параметрам инфраструктуры на железнодорожных линиях.
Не осталась без внимания и возможность пересесть на "Ласточку", если добираешься до неё каким-то другим транспортом. Пешеходную и транспортную доступность остановок электричек обеспечат созданием остановок городского общественного транспорта вблизи станций, где будет останавливаться "Ласточка". Появятся пешеходные переходы, а также подвоз пассажиров к железнодорожным станциям муниципальными маршрутами.
"Предусмотрены строительство (реконструкция, ремонт) автомобильных дорог, подъездов, тротуаров и пешеходных подходов к остановкам, парковок для транспорта, благоустройство территории, обустройство навигации и синхронизация расписания общественного транспорта с расписанием движения поездов. Начальной точкой отправления "Ласточки" из Перми в Краснокамск и Закамск будет станция Пермь-II. Конечными остановками станут станция Химград (в начале ул. Химградская) – для маршрута Пермь-II – Закамск и станция Краснокамск – для маршрута Пермь-II – Краснокамск", – уточнили в министерстве.
На первом этапе электропоезд будет курсировать по маршруту Пермь-II – Оверята – Краснокамск со сменой головного вагона. Согласно планам правительства края и "РЖД", на первом этапе реализации проекта "Пермь – Краснокамск" с 1 сентября 2020 г. планируется запуск 10 электропоездов (два состава) "Ласточка" в сутки на направлении Краснокамск – Пермь-II. К 2023 г. частоту курсирования планируется увеличить до 30 поездов в сутки.
Также в 2021 г. вместе с "РЖД" планируется запустить электропоезда "Ласточка" (либо рельсовые автобусы РА-3) на направлении Закамск – Пермь-II в количестве 10 поездов (три состава).
К 2023 г. на данном участке планируется поступательное увеличение частоты курсирования до 24 поездов в сутки с ростом пассажиропотока на 1,8 млн пассажиров в год (при 50% населённости).
Окончательную стоимость запуска электричек определят после разработки бизнес-плана организации пригородных перевозок в Пермской городской агломерации на обсуждаемом направлении.
При этом ранее в центре Перми был закрыт участок Горнозаводской ветки на отрезке между вокзалами Пермь I и Пермь II в пользу благоустройства набережной, проект лоббировал бывший губернатор Максим Решетников. Вследствие чего прекратила ходить электричка по маршруту с востока на запад города – Голованово - Оверята, что вызвало возмущение жителей. В минтрансе заявляют, что проект "наземного метро" – это все-таки не попытка компенсировать возникшие неудобства, тем более что они уже компенсированы, по мнению властей.
"Во-первых, Горнозаводская ветка не закрывалась, она как действовала, так и функционирует – частично лишь изменилась схема маршрута: конечной станцией является не Пермь-II, а Пермь-I. При этом на Горнозаводской линии для удобства пассажиров увеличено количество электричек, а на Пермь-I организовано движение автобусов, которые бесплатно доставляют пассажиров электричек в разные части города. Таким образом, жители отдаленных территорий – Голованово, Левшино, "Молодежка" – по-прежнему могут безопасно и оперативно добраться до центра города по Горнозаводской ветке. Во-вторых, организация пригородных пассажирских перевозок ж/д-транспортом на направлениях Пермь – Краснокамск и Пермь – Закамск, даже исходя из географии следования "Ласточек", – западное направление Пермской агломерации – по своей сути не может рассматриваться как альтернатива Горнозаводской ветке – восточное направление. Прежде всего, это ещё один этап развития пригородных сообщений Перми в интересах жителей", – уточнили в минтрансе.
В "Свердловской железной дороге" агентству сообщили, что движение "наземного метро" начнётся с сентября.
"С сентября электропоезда "Ласточка" планируется запустить на направлении Краснокамск – Пермь-II в формате "городской электрички". Руководители "РЖД" и Прикамья обсудили перспективы перевозок "Ласточками" и на маршруте Закамск – Пермь-II. В рамках данных проектов планируется организовать движение части пригородных поездов по правому берегу реки Камы. В настоящее время Свердловская железная дорога готовит инфраструктуру. Главы поддержали проект по созданию в Пермском крае депо для техобслуживания "Ласточек", для этого планируется реконструировать моторвагонное депо в Перми на улице Барамзиной", – уточнили в "СвЖД".
Градозащитник Денис Галицкий в разговоре с Накануне.RU отметил, что не называл бы этот проект наземным метро.
"Слово "метро" надо сразу забыть – в метро регулярно ходят поезда. Это железная дорога, соответствующие инфраструктура и расстояние между станциями. Тут речь идёт о нормальном использовании железной дороги в городе. Я обычно привожу в пример Берлин и Париж, где есть в городе и метро, и железная дорога. Ничего плохого в такой дороге в Перми нет, в любом случае надо делать. Но если так, то надо Горнозаводскую ветку открывать", – сказал Галицкий.
По его словам, спрос на городскую электричку будет зависеть от того, как она будет состыкована с другими видами транспорта.
"Если электричка из Краснокамска будет приходить на Пермь-II, на Горнозаводское направление, от которого до ближайшего автобуса надо пройти полкилометра, спроса не будет. Если же она будет доезжать, к примеру, у трамвайного кольца, где пассажиры будут пересаживаться на трамвай – другое дело. То есть стоит вопрос удобных пересадок. Сейчас таких мест мало. Подтянуть к этой линии общественный транспорт проблематично и дорого", – сказал Галицкий.
Если этого не сделать, через пять лет скажут, что "сделали наземное метро, а никто не пользуется".
"Чем была хороша Горнозаводская ветка, так это тем, что там не было грузового движения. Электричка могла поехать в любое время. Транссиб и особенно железнодорожный мост серьёзно загружены, в пределах своих возможностей. Думаю, тут [в случае с "наземным метро"] будет движение даже реже, чем раз в час. Поэтому проект метро гораздо менее перспективный, чем Горнозаводская ветка", – сказал Галицкий.
Он уточнил, что "метро" не заменит закрытую Горнозаводскую ветку. "Это вообще в другом месте. Как можно заменить автобус по Комсомольскому проспекту троллейбусом по шоссе Космонавтов? Так что тут мы говорим не о метро. В лучшем случае – об удобной электричке", – сказал он.