Взрыв в порту Бейрута – эхо трудового конфликта с россиянином и разгильдяйство властей?
Крупный взрыв в Бейруте (Ливан) связывают с бесхозным грузовым теплоходом Rhosus, который с 2013 года находится в порту Бейрута без возможности вернуться на родину, хотя не раз команда, состоящая из капитана – гражданина РФ и трех моряков-украинцев, обращалась за помощью в посольства России и Украины.
Как было известно, на борту был очень опасный груз – нитрат аммония (аммиачная селитра), который нельзя было выгрузить или перегрузить, но, кажется, именно это и попытались сделать – закончилось все сейчас взрывом на складе, где содержалось вещество. Это подтвердил премьер-министр Ливана Хассан Диаб, он заявил, что причиной взрыва в порту Бейрута стало ненадлежащее хранение в течение шести лет 2,75 тысячи тонн аммиачной селитры.
Rhosus, перевозивший под молдавским флагом аммиачную селитру из Батуми (Грузия) в Мозамбик, зашел в порт в 2013 году из-за неисправности и вскоре был задержан в Бейруте из-за нарушений правил эксплуатации судна, выявленных инспекторами государственного портового контроля (PSC) при проверке, а также за невыплаты заработной платы. Владельцем судна называют гражданина РФ Игоря Гречушкина из Хабаровска, проживающего сейчас на Кипре, якобы у него не было денег на погашение долгов и он умыл руки, оставив экипаж на произвол судьбы, СМИ пишут, что с тех пор он вроде бы не ремонтировал Rhosus и не предпринимал попыток вернуть его и опасный груз обратно.
Хотя большая часть команды тогда якобы "сбежала" с корабля, но оставшиеся на судне моряки не раз напоминали о своем положении, они объявляли о голодовке и протестовали, называли себя незаконно захваченными заложниками.
На сайте Российского профессионального союза моряков можно найти обращение по поводу судьбы судна и самого экипажа от июля 2014 года.
"У судовладельца не было денег на погашение долгов. На борту Rhosus находится опасный груз – нитрат аммония (аммиачная селитра). Портовые власти отпустили домой шестерых моряков из десяти: на судне остаются российский капитан и украинцы – старший механик, третий механик и боцман. Условия для их репатриации – замена. Но кто ее предоставит, когда судовладелец самоустранился от решения проблем?" – заявляли в союзе.
Эксперты называли ситуацию патовой. Вот что писал шесть лет назад российский капитан и украинские моряки в письме, адресованном фонду "Ассоль":
"Ливанский судовой агент спекулирует по поводу местных законов: они не позволяют оставлять судно без минимального состава экипажа. Да, правила не позволяют, но в Ливане также нет закона, разрешающего удерживать заложников. Содержание арестованного судна – забота портовых властей, но проблема не должна решаться за счет людей, у которых закончились контракты и какие-либо трудовые отношения с работодателем... В итоге суд выдал разрешение на выгрузку опасного груза, однако куда и кому его выгружать – неизвестно. Морякам предложили самим найти на него покупателя! И это при условии, что возможности покинуть борт судна у экипажа нет. Просим, кто может, помогите, вытащите нас из этого плена".
В беседе с Накануне.RU военный обозреватель Владислав Шурыгин оценивает шансы на то, что причиной взрыва могло стать неумелое обращение с опасным грузом, и признается, что мировое сообщество никак не может контролировать подобные инциденты в будущем.
"Аммиачная селитра – чрезвычайно опасное вещество, которое склонно к слёживанию и как следствие – детонации. Вопрос – когда она должна была рвануть. Дальше можно говорить о разгильдяйстве тех, кому принадлежал этот порт, он чуть ли не под французским управлением, вопросы к ним. Плюс арабское разгильдяйство. Учитывая очень высокие температуры, которые бывают летом в Бейруте, это стало одной из причин, дальше, как я понимаю, произошел некий пожар на складе пиротехники, с этого склада просто искра залетела на склад, где хранилась селитра, и произошла детонация", – говорит Владислав Шурыгин.
По мнению эксперта, подобные инциденты были и они будут повторяться в будущем, точно так же взрываются элеваторы, мукомольные заводы, и нарушение техники безопасности в обращении с такими очень опасными грузами происходит регулярно. Ответственность несет то государство или даже та администрация, на чьей территории находится взрывоопасное вещество.
"Напомню, у нас была аналогичная ситуация примерно два года назад в городе Алексин, когда на протяжении нескольких лет на местном пороховом заводе накапливались списанные пороха, но мало кто знает, что коллектив завода и руководство приняло решение о фактически разминировании тех складов. За несколько месяцев опасные вещества были вывезены и ликвидированы, а так мы могли получить свой Бейрут, если бы он тогда взорвался. Не прояви люди героизм, это бы произошло", – говорит Шурыгин.
Напомним, 4 августа в порту Бейрута произошел мощнейший взрыв, волну от которого почувствовали по всему городу. Из эпицентра взметнулось круглое белое облако, раскрылось как гриб и моментально испарилось, а вместо него повалил разноцветный густой дым. Как говорят сейсмологи, мощность взрыва была эквивалентна землетрясению магнитудой 4,5. По последним данным, общее количество погибших в результате взрыва в порту Бейрута превысило 100 человек. Число пострадавших превысило четыре тысячи. 5 августа объявлен в стране днем траура.