Белоруссия: выборы между Сциллой беспорядков и Харибдой российского капитала
Российский капитализм пытается подчинить себе белорусскийГолосование на выборах президента Белоруссии завершилось. По данным официальных экзитполов, Александр Лукашенко набрал 79,7% голосов. У оппозиционного кандидата Светланы Тихановской — 6,8%. Это несильно отличается от предварительных данных обработки бюллетеней в пяти регионах, согласно которым, Лукашенко набирает 82,08% голосов, а Тихановская — 6,98%. К закрытию участков явка составила около 80%, при этом стоит напомнить, что голосование началось досрочно и к 9 августа свой выбор сделали уже 41,7% белорусов.
Нынешние президентские выборы в Белоруссии явно стали самыми непредсказуемыми за последнюю четверть века. Массовые беспорядки случались и в 2006-м, и в 2010-м годах, однако сейчас ситуация накалена гораздо сильнее. Если раньше довольно надёжным тылом была Россия, то теперь голосование проходит на фоне задержания "вагнеровцев" и упрёков Александра Лукашенко в адрес РФ. Отношения же Минска и Запада остаются по-прежнему настороженными, Китай дружественен, но подчёркнуто держится в стороне. Оппозиционный кандидат, собирающий многотысячные акции протеста — Светлана Тихановская, жена задержанного блогера, которая в случае победы обещает лишь одно — уйти в отставку и назначить "новые честные выборы".
Последние несколько дней в Белоруссии уже с размахом проходили акции протеста, в которых оппозиционеры проявляли изрядную смекалку — присоединялись к провластным мероприятиям и начинали скандировать свои лозунги, проводили велопробеги или синхронно сигналили клаксонами автомобилей. Похоже, запрос на своеобразное Временное правительство и Учредительное собрание в Белоруссии действительно высок. В столицу ко дню выборов стянуты внутренние войска, сообщается о перебоях с интернетом. Очевидно, что в ближайшие дни Лукашенко предстоит жёстко подавлять выступления оппонентов.
Российский капитал в ходе этой кампании продемонстрировал трогательное единство с Европой и поддерживал предвыборную кампанию Виктора Бабарико, прозападного кандидата, рассуждавшего о "литвинском гене" и "испорченном генофонде". В отличие от тёмной истории с "вагнеровцами", отмыванию российских денег и их выводу за рубеж через Бабарико в Белоруссии было посвящено обстоятельное расследование. Впрочем, Москва так и не отреагировала на опубликованную информацию. В истории же с задержанными россиянами до сих пор много различных версий, но очевидно, что какие-то отставные военные всё же нанялись для работы за границей и прибыли в Белоруссию.
Политолог Павел Салин считает, что Москва сейчас оказывает определённое давление на Минск, но в то же время это не приведёт к антироссийскому развороту в политике Белоруссии.
"С одной стороны, Россия очень сильно на него давит, фактически ожидая, что сразу после выборов Лукашенко форсирует процесс присоединения Белоруссии к России де-факто, а де-юре это будет оформлено как создание Союзного государства. И все эти истории с украино-российскими гражданами, ветеранами Донбасса, скорее всего, связаны с тем, что Москва хочет иметь инструменты воздействия на Лукашенко, чтобы он сразу после выборов не попытался в очередной раз заморозить выполнение своих обещаний. С другой стороны, большой вопрос — сможет ли Лукашенко развернуться на Запад в том случае, если альтернативный подсчёт голосов покажет, что он не победил, и он будет вынужден пойти на жёсткие силовые меры", — отметил эксперт в беседе с Накануне.RU.
По мнению политолога, Лукашенко, опираясь на ту часть системы, которая лояльна ему, пытается обернуть ситуацию в свою пользу. В случае с ЧВКшниками это у него получается. Обладая ограниченными ресурсами, арестовав бойцов и предав историю огласке, он фактически сумел добиться некоторого дистанцирования Москвы от ситуации.
Ближайшие дни после подведения итогов голосования покажут, выльется ли напряжённость на улицах Минска в какое-то гражданское противостояние. Но важно отметить, что и в России многим непросто сформировать своё отношение к происходящему в Белоруссии — с одной стороны, белорусский лидер у многих вызывает уважение как депутат, голосовавший против ратификации Беловежских соглашений, и как крепкий хозяйственник, заботящийся об отечественной промышленности и сельском хозяйстве, у кого-то вызывает симпатии то, что Лукашенко заботливо сохраняет советскую символику и реально чтит память о Великой Отечественной войне. С другой стороны, мы видим в Минске то, против чего люди, в том числе и просоветски настроенные, зачастую выступают в самой России: бессменного кандидата, выборы лишь как способ продлить в очередной раз срок полномочий, обилие силовиков.
Президент Фонда рабочей академии Михаил Попов в беседе с Накануне.RU назвал Лукашенко представителем более высокой формы капитализма, чем либеральный капитализм.
"Когда он атомарный получается, а не основанный на крупном производстве. Скажем, в России у нас крупное производство уничтожали и государственную собственность уничтожали, делили как угодно Чубайсы разные, а в Белоруссии это сохранено. Это более высокая форма капитализма, прогрессивнее, чем та низкая форма, которая у нас есть. У нас имеется от 50% до 70% государственной собственности. Но это отдельные предприятия, которые плавают в рыночном море. Плана нет на них. Нет единой монополии. Хотя во всякой монополии, международной ли, национальной ли, имеется план. У нас плана нет, у нас только разговоры про дальнейшие перспективы. Есть закон о стратегическом планировании, а плана нет. С этой точки зрения можно выделить Лукашенко из всех лидеров постсоветского пространства, что он сумел сохранить начала крупного производства. Но, конечно, коммунистом его нельзя считать", — подчеркнул Михаил Попов.
В этой связи Белоруссия подвержена капиталистическим кризисам, но если она ещё и стоит, то только потому, что там развивается своё производство и имеется своё планирование в рамках государственного сектора и есть некоторое регулирование цен.
"А поскольку Белоруссия маленькая страна, то маленькой стране очень тяжело. И она находится под давлением, и я думаю, что оппоненты, которые имеются у Лукашенко, хотят Белоруссию просто уничтожить как государство. И тем самым ослабить не только Белоруссию, но и Россию", — заключил президент Фонда рабочей академии.