"Похоже, мирная жизнь заканчивается". Взгляд россиянина на белорусские события
В Белоруссии прошла четвертая неспокойная ночь после президентских выборов. Недовольство итогами подсчёта голосов вылилось в массовые акции гражданского неповиновения. Каждый день с наступлением темноты в Белоруссии пропадал интернет, а силовики начинали разгон протестующих. Отсутствие связи облегчает работу силовикам, но затрудняет пропаганду — открыть сайты государственных органов или проправительственных СМИ зачастую становится непосильной задачей. В итоге освещение протестов на зарубежную аудиторию практически отдано оппозиционным телеграм-каналам. Оттуда приходят хоть какие-то данные, но не всегда вовремя, с характерной подачей, а иногда среди них встречаются и откровенные фейки.
Ситуация остаётся сложной, но местные политологи заявляют о том, что хребет бунта удалось переломить, а выступления были организованы сетью международного олигархата "Синий купол". Накануне.RU удалось пообщаться с сибиряком, волею судеб оказавшимся в Минске незадолго до президентских выборов. Он на условиях анонимности поведал о том, как столица Белоруссии живёт в перерывах между беспорядками.
— Расскажи, пожалуйста, что сейчас в Минске с протестной активностью?
— Если 9 августа основные события происходили в самом центре столицы, а 10 августа в нескольких километрах от него, то к 11 числу основными очагами протестных действий стали спальные районы на окраине города. Отчасти данная стратегия оказалась эффективной, так как протестующие при встрече с превосходящими силами просто отступают в подъезды, дабы перегруппироваться и выйти снова.
ОМОН выборочно зачищает подъезды, порой выламывая двери тараном, но сил и времени прочесать каждый подъезд и тем более каждую квартиру у них нет. С другой стороны, такая территориальная рассеянность полностью обезопасила административные здания и в целом правительственную инфраструктуру от любых возможных нападений, по крайней мере на ближайшее время.
— Проверяют ли как-то специально иностранцев, в том числе россиян? Не проводят ли облавы по их домам?
— Проверяют тут всех подряд, по поводу конкретно иностранцев не знаю, по адресам не ходят. Даже если бы хотели, у них бы людей не хватило — ОМОНа не хватает даже чтобы Минск контролировать, потому пригнали ещё кучу ВВ и всякого прочего спецназа.
— Говорят, в Минск ввели армейские бульдозеры БАТ-2. Не встречал?
— Таких не видел. Тут пока нет столь радикальных завалов. Видел машины с тараном, но их тоже особо не используют.
— О профилактике коронавируса и соблюдении социальной дистанции все в Минске наверное уже забыли?
— Да, хотя с учётом того, как всё активно закрывается, включая метро и кафе, локдаун тут сейчас похлеще, чем в России.
— А как живёт город между беспокойными вечерами? Всё ли работает, кроме связи?
— Пока живётся нормально, метро работает с перебоями, ближе к вечеру центральные станции закрываются и блокируются ОМОНом, так что уехать можно только с одной окраины на другую.
Автобусы ходят, но уже начинают вызывать паранойю, так как из любого могут выпрыгнуть "космонавты" и начать паковать.
Общепит в основном закрывается к вечеру, кое-что не работает вовсе. Магазины и рынки работают, еды и прочих необходимых товаров можно купить, но тоже только днём.
Ещё в большинстве банкоматов закончились либо кончаются деньги, так что приходится бегать и искать. После 18 город вымирает. До 18 всё выглядит относительно мирно, но патрули никуда не деваются, от переодетых в гражданку "тихарей" на микроавтобусах (т.н. "бусиках") до военных на "Хаммерах".
— Есть ли ощущение, что хотя бы днём мирная жизнь понемногу налаживается?
— Похоже, мирная жизнь днём тоже подходит к концу, так как протесты с утра 12 августа идут практически круглосуточно, сейчас женщины вот вышли, требуют вернуть их родных. Только что информация прошла, что торговые центры эвакуируют, из ЦУМ людей выгнали, не дав даже забрать вещи из ячеек, и газ распылили для убедительности.
Жизнь становится всё менее мирной.