И опять — к доске! Как пережить "травму дистанта" и подготовиться к новому учебному году
С сентября занятия в российских школах будут проводиться в традиционном формате. Изменения коснутся лишь времени начала уроков и введения обязательного измерения температуры при входе, об этом рассказали в Министерстве просвещения. Родителей школьников тревожит наступление нового учебного года после пережитого дистанта. Многие из них отмечает пробелы в знаниях у детей и признаки стресса. Дистанционное обучение показало родителям способность их детей заниматься самостоятельно, и многих результат не удовлетворил. Академик Российской академии образования, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии Марьяна Безруких рассказала, как пандемия повлияла на результаты обучения, и объяснила, почему родителям не стоит сидеть за спиной у ребенка при выполнении домашних заданий и требовать невыполнимого. Подробности — в материале Накануне.RU.
"Никакой отмены классической школы, живого контакта учителя и ребенка не было, нет, не будет и не планируется", — отмечает директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Евгений Семченко.
Середина августа – самое время начать настраивать ребенка к новому учебному году: вводить режим, максимально приближенный к режиму в школе, такой совет дает академик Российской академии образования, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.
Однако родителей больше заботит готовность их детей воспринимать новый материал после опыта с дистанционным обучением, которое оставило пробелы в знаниях. Дистант стал большим испытанием для всех – для детей, их родителей и учителей.
Школьникам, привыкшим к учителю у доски, пришлось концентрировать внимание на презентации на экране своего компьютера, планшета или, что еще хуже, смартфона.
"По просьбе одной из школ мы проанализировали уроки в Zoom'e. Ребенок держит внимание на экране буквально 10 минут, а дальше отвлекается и начинает заниматься чем-то другим", — рассказала Марьяна Безруких.
До пандемии дистант практиковали в качестве эпизодических дополнительных занятий. И в таком виде формат не вызывал нареканий.
"Это был прекрасный дополнительный формат получения, закрепления знаний, самостоятельного поиска нового, проектной деятельности, которая популярна сейчас в школе. Это было эпизодически и дополнительно. А когда это все занятия каждый день, это полностью система без живого взаимодействия взрослого и ребенка, которую нам предстоит еще оценить. Всем стало понятно, что систему офлайн-обучения невозможно перевести в дистант один к одному: когда учитель у доски, когда вместо доски — презентации, когда обычный формат фронтальной работы с классом не работает", — заметила академик.
С другой стороны, уже много лет школа старается отойти от фронтальной работы в пользу индивидуальных траекторий обучения и персонализации, добавила Безруких.
Всеобщий дистант заново познакомил родителей со своими детьми, поделилась академик. Для многих стало откровением то, как их ребенок воспринимает учебный материал.
"Одна мама написала: "Я всегда считала, что мой ребенок легко учится, он хорошо учится, но сейчас я вижу, что он лентяй". То есть мама увидела, что занятия не отнимают у ребенка много времени. Мама решила, что он должен больше заниматься, быть сосредоточенным. А это особенности работоспособности ребенка. Когда мы разобрали с мамой их случай оказалось, что этот ребенок быстро включается в работу, очень эффективно работает в короткое время, но очень быстро утомляется. Через 15 минут ему нужно отвлечься, а потом он вновь включается. Но маме хотелось, чтобы он сидел за уроками какое-то время", — рассказала Безруких.
Многие родители, озабоченные самодисциплиной их детей, стали выполнять домашние задания вместе с ними. Академик предостерегла их от такой ошибки.
"Родитель, сидящий за спиной, — тяжелейшее испытание для ребенка! Если вы сидите за спиной, ответственность за результат вы берете на себя. До тех пор, пока вы сидите за спиной, ребенок не отвечает за результат. Поэтому лучше уже в первом классе приучить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания. Вы рядом, вы готовы помочь, но это не значит, что вы сидите за спиной", — пояснила Марьяна Безруких.
Не нужно и бояться совершить ошибку. Родители должны разрешать себе и своему ребенку ошибаться: без этого невозможен процесс обучения, подчеркнула эксперт.
Не следует устраивать ребенку экзекуций по поводу недостаточно хорошо усвоенного во время пандемии материала: дети пережили стресс, а эффективно заниматься в стрессовых условиях невозможно.
"Пробелы в знаниях связаны не только с форматом дистанционного обучения, а с тем, что дети испытывали токсический стресс. В ситуации стресса эффективное обучение невозможное. Дети учились кто как мог, у кого насколько хватало сил, и это не их вина и не вина педагога. Это вина ситуации. Представьте себе, что вам надо писать сочинение в ситуации, когда тяжелейший шум вокруг. Сможете ли вы сосредоточиться? Вот таким шумом было резкое ограничение двигательной активности. Дети ведь практически не двигались, даже если они жили не в квартире, а в доме с участком, все равно это была дорожка от дома до забора. Одна и та же психологическая картинка, сильнейшее психологическое напряжение взрослых. Нестандартная форма занятий, очень напряженная", — пояснила Марьяна Безруких.
Академик рекомендует начать новый учебный год с изучения того, на чем остановились в марте, до объявления самоизоляции.
Дети, лишенные двигательной активности, проводили по пять часов в день у монитора. В лучшем случае – компьютера, в худшем – смартфона. При том, что 3,5 часа в день считаются компьютерной зависимостью.
"Ребенку нужно хорошо оборудованное рабочее место. Если есть возможность – нужно купить хороший компьютер. Если нет возможности, то планшет. Но телефон лучше исключить, потому что это сильнейшая нагрузка на зрение, очень нарушается поза, совершенно не удивительно, что часть материала дети просто не усвоят", — пояснила Безруких.
Пандемия обострила хронические проблемы у детей и взрослых. Помимо этого повышенная тревога родителей переносится на их чад, поэтому следует явно ее не демонстрировать.
Например, вместо того, чтобы учить детей мыть руки, чтобы не подцепить смертельную болезнь, нужно учить элементарным правилам гигиены.
В некоторых случаях детям может понадобиться помощь специалиста. Марьяна Безруких перечислила тревожные симптомы стресса у ребенка:
- нарушение сна;
- неадекватные реакции, например, беспричинный плачь;
- головные боли, боли в животе;
- навязчивые движения: тики, подергивания, выкручивание пуговицы.
Справиться со стрессом можно и без медикаментов. Помогут правильный режим питания и сна и достаточная двигательная активность.
Опыт дистанционного обучения обострил проблему учебной перегрузки. В младшей школе дети проводят 6-7 часов в школе плюс полтора часа тратят на домашние задания. Это больше средней продолжительности рабочего дня взрослого человека. В старших классах нагрузки больше, еще добавляется и подготовка к ЕГЭ, а это уже более 12 часов нагрузки в день.
Содержание образования давно пора пересмотреть. Эта проблема актуальна для всех стран мира. В России едва не приняли новые Федеральные образовательные стандарты (ФГОС).
"В прошлом году были подготовлены новые ФГОСы, которые не были приняты и, по мнению многих специалистов, это очень хорошо, потому что новые стандарты оказались хуже старых и это бессмысленно. Сейчас будут разрабатываться новые стандарты и, я думаю, что как раз сейчас будет учтен опыт дистанционного обучения, это необходимо сделать. Я думаю, будет пересмотрено содержание многих предметных областей. У меня есть надежда, что ряд предметных областей будет интегрирован", — рассказала Марьяна Безруких.